Влияние нагрузок различной направленности на физические возможности и заболеваемость девочек 10-14 лет

Фотографии: 

ТиПФК № 9 2019

Кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Блинков1
Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин2
Соискатель О.Е. Бувашкин2
1Самарский государственный аграрный университет, Самара
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Представлены результаты влияния двигательных режимов различной направленности на физическую подготовленность, мышечную работоспособность и заболеваемость школьниц 10-14 лет разных типов телосложения. Все школьницы были отнесены к основной медицинской группе и не имели острых заболеваний во время эксперимента. Участницы исследования были распределены на три группы в соответствии с типом телосложения: астено-торакальным (А-Т), мышечным (М) и дигестивным (Д). С учетом воздействия трех режимов двигательной активности, направленным на преимущественное развитие выносливости, скоростно-силовых качеств и комплексное развитие физических качеств, все участницы исследования были распределены на 9 экспериментальных подгрупп: 1) А-Т – выносливость; 2) А-Т – скоростно-силовые; 3) А-Т – комплексное; 4) М – выносливость; 5) М – скоростно-силовые; 6) М – комплексное; 7) Д – выносливость; 8) Д – скоростно-силовые; 9) Д – комплексное.
Воздействие физических нагрузок различной направленности осуществлялось на уроках физической культуры при трехразовых занятиях в неделю. Всего было проведено по 96 экспериментальных уроков в каждой экспериментальной группе школьниц. В ходе исследования применялся групповой метод организации занятий. Реализация экспериментальной программы предусматривала оценку эффективности воздействия тренировочных режимов отдельно для каждой из 9 подгрупп.
Показано, что для повышения физической подготовленности и работоспособности девочек необходимо развитие главным образом выносливости. Результаты исследования показали, что различные экспериментальные двигательные режимы по-разному влияют на острую заболеваемость девочек, имеющих разные типы телосложения;

Ключевые слова: здоровье школьниц, типы телосложения, физические нагрузки, физическая работоспособность, двигательные качества.

Литература

  1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. – 1978. – Вып. 6. – С. 38- 41.
  2. Блинков С.Н. Совершенствование физкультурно-оздо­ровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся: монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2016. – 390 с.
  3. Зайцева В.В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин // Физическая культура индивида. – 1994. – С. 21-34.
  4. Король В.М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа / В.М. Король, В.Д. Сонькин, Л.И. Ратушная // Теория и практика физ. культуры. – 1985. – № 8. – С. 27.
  5. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы: монография / С.П. Левушкин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 232 с.
  6. Штефко В.Г. Схемы клинической ди­агностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. – М. – Л.: Гос. мед. издат., 1929. – 79 с.