Причины деструктивного поведения родителей и подходы к оптимизации взаимодействия в триаде «тренер–спортсмен–родитель»

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 9 2019

Магистрант К.С. Ташкинов1
Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Представлена характеристика проблемных зон в создании конструктивного взаимоотношения в системе «тренер–спортсмен–родитель» и определены контуры этического регламента коммуникации тренера с родителями юных хоккеистов как со значимыми субъектами спортивной деятельности. С учетом выявленных в процессе экспериментального исследования на базе хоккейного клуба «Крылья Советов» причин возникновения конфликтного поведения субъектов взаимодействия определено содержание психолого-педагогического просвещения родителей, направленного на снижение степени напряженности в триаде «тренер–спортсмен–родитель». В ходе анализа причин возникновения конфликтов в диадах «родитель–родитель», «родитель–тренер» установлены базовые основания к их возникновению: конфликтное поведение по отношению к другим родителям, неграмотный выбор родителем индивидуального тренера, использование родителем родственных связей, влиятельных знакомых и служебного положения. При этом ведущий фактор инициирования родителями конфликтов – это «максимизация тренировочных нагрузок ребенка-хоккеиста на фоне несформированности показателей персональной ответственности самого ребенка при сопутствующем перманентном давлении на тренера». Разработка содержания психолого-педагогического просвещения родителей, призванного снижать их конфликтный потенциал, опиралась на выявленные корреляционные плеяды достоверных причинно-следственных связей и переориентацию деструктивных эмоционально насыщенных отношений в русло педагогически целесообразной деловой коммуникации, обеспечивающей индивидуально оптимальные траектории спортивного совершенствования юных хоккеистов.

Ключевые слова: юные хоккеисты, тренер, родители, спортивный коллектив, конфликтное поведение, взаимодействие, просвещение.

Литература

  1. Абдурахманов Р.А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы / Р.А. Абдурахманов // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. – 2015. – № 2. – С. 35-39.
  2. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Т.Н. Бушуева. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2007. – 23 с.
  3. Воронов Н.А. Адаптивные стратегии поведения в спорте / Н.А.  Воронов // Человек и современный мир. – 2018. – № 9 (22). – С. 56-59.
  4. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 4. – С. 85-91.
  5. Ким Т.К. Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков, занимающихся дзюдо / Т.К. Ким, Р.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 7 (149). – С. 228–232.
  6. Кузьменко Г.А. Особенности адаптации юных спортсменов к стрессовым ситуациям / Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. – С. 62–67.
  7. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: автореф. дис. ... докт. психол. наук / А.Н.  Николаев. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 50 с.