Прецедентный феномен в спортивной топонимике

Фотографии: 

ТиПФК № 9 2019

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Х. Муртазина1
Кандидат филологических наук, доцент Н.Г. Бойкова1
Кандидат филологических наук Н.Ю. Бердышева1
Кандидат филологических наук М.С. Голокова1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Данная работа посвящена проблеме описания и классификации ономастической лексики в сфере спорта, в частности характеристике прецедентного феномена в спортивной топонимике.  Имя собственное в российской спортивной топонимике часто приобретает статус прецедентного феномена. Под влиянием экстралингвистических факторов у разных индивидов может сложиться различное восприятие одного и того же названия спортивного сооружения. В этом очень высока роль средств массовой информации, которые способствуют формированию образов, стереотипов в обществе. В перестроечный и постперестроечный период обращение к прецедентным феноменам в области топонимики, создание новых и устранение старых персонифицированных топонимических символов носит непродуманный, ситуативный характер, не имеет внятной стратегии и отражает противоречивость, несформированность государственной идеологии современной России. Названия стадионов советской эпохи, в большинстве своем отражающих политическую историю страны («Спартак», «Крылья Советов», «Труд», «Трактор», «Химик», «Локомотив», «Металлург»), замещаются коммерческими обозначениями. Заключая контракт на приобретение коммерческого названия, компания-спонсор приобретает лояльность значительной массовой аудитории болельщиков как в медиапространстве, так и на территории спортивного стадиона, который, в свою очередь, становится гигантским билбордом. Цель работы связана с систематизацией массива спортивных топонимов и выявлением оценки  респондентами  коммерческих обозначений российских стадионов.   

Ключевые слова: прецедентная топонимика, ономастика, коммерческие обозначения, нейминг стадионов. 

Литература

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. / Ю.Н.  Караулов. – М.: ЛКИ, 2010. – 264 с. 
  2. Оленев Д.С. К проблеме спортивного дискурса: нейминг отечественных клубов как индикатор социальных трансформаций / Д.С.  Оленев, А.В. Чернов; ЧГУ // Вестник Череповецкого ГУ. – Изд-во: ЧГУ, 2010. – С. 59-64.
  3. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. – М.: Изд-во «Наука», 1978. – 199 с. 
  4. Починкин А.В. Брендирование спортивной организации / А.В. Починкин, И.Л. Димитрова, С.В. Вишейко; МГАФК // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 6. – С. 128-132. 
  5. Суперанская А.В. Теория и методика ономастических исследований / А.В. Суперанская, В.Э. Сталтмане, Н.В. Подольская, А.  Х. Султанов. – М.: ЛКИ, 2007. – 256 с.