Мотивация к двигательной активности как компонент адаптационного психофизиологического потенциала подростков

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 9 2019

Кандидат медицинских наук, доцент О.Л. Тарасова1
Доктор биологических наук, профессор Э.М. Казин1
Аспирант Л.Н. Скотникова1
Доктор медицинских наук, профессор Л.Н. Игишева2
Н.В. Игишев3
1Кемеровский государственный университет, Кемерово
2Научно-исследовательский институт комплексных проблемисердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово
3МАУ Футбольный клуб «КУЗБАСС», Кемерово

С целью расширения возможностей дифференцированного подхода к оптимизации двигательной активности было проведено исследование психофизиологических особенностей, уровня функциональных резервов кардиореспираторной системы и физической подготовленности у 302 подростков с учетом отношения к двигательной активности. Независимо от уровня двигательной активности оценивали мотивацию к занятиям физической культурой с помощью специальной анкеты, модифицированной нами на основе методики, рекомендованной для оценки здоровьесберегающей деятельности в системе образования, а также нейродинамические характеристики, показатели кратковременной памяти и объема внимания, свойства темперамента по методике В. Русалова, индивидуальные психологические характеристики по тесту Р. Кэттелла, уровень тревожности по методике А. Прихожан, показатели агрессивности по методике А. Басса–А. Дарки, уровень функциональных резервов кардиореспираторной системы по результатам проб Штанге, Генчи, Руфье, показатели развития силы, выносливости, скорости, ловкости, гибкости с помощью контрольных упражнений в соответствии с требованиями школьной программы.
Показано, что уровень мотивации к двигательной активности имеет возрастные и гендерные особенности и связан с показателями кратковременной памяти, скорости зрительно-моторной реакции, темперамента, характера, результатами функциональных проб и уровнем развития основных физических качеств, поэтому может рассматриваться как компонент индивидуального психофизиологического потенциала, формирующегося под влиянием социальных и биологических факторов.

Ключевые слова: подростки, мотивация к двигательной активности, психофизиологические особенности, уровень функциональных резервов, физическая подготовленность.

Литература

  1. Айзман Р.И. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р.И. Айзман, Э.М. Казин, А.И. Фёдоров, А.С. Шинкаренко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 9-17.
  2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  3. Загревская А.И. Онтокинезиологический подход как методология спортизации физического воспитания в системе образования / А.И. Загревская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 6-8.
  4. Казин Э.М. Региональный опыт реализации инновационных подходов в системе непрерывного физического воспитания (на примере Кузбасса) / Э.М. Казин, О.Л. Тарасова, А.И. Фёдоров, А.В  Шинкаренко и др. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С.2-5.
  5. Лубышева Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, И.М. Салахов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 2. – С. 71-73.
  6. Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под. ред. М.М. Безруких, В.Д.  Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 114 с.
  7. Могендович М.Р. Кинезофилия и моторно-висцеральная координация: обзор работ М.Р. Могендовича и его учеников / М.Р.  Могендович // ЛФК и массаж. Спорт. медицина. – 2008. – № 11. – С.  49-57.
  8. Пахомова Л.Э. Влияние физической активности на состояние здоровья и индивидуальное качество жизни школьников/ Л.Э.  Пахомова, О.В. Петренко, В.К. Климова, Т.А. Миронова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 7. – С. 45-47.
  9. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития мотивации к реализации двигательной активности учащихся 10-11-х классов / Е.М. Ревенко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 33-35.