Рациональное построение занятий по физическому воспитанию в вузе как фактор стимуляции процессов восстановления и повышения работоспособности обучающихся

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 9 2019

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Букова1
Доктор биологических наук, профессор Ю.А. Буков1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко2
М. Кобза3
1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь
2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
3Радомская политехника, Радом, Польша

Рассматривается проблема оптимизации занятий по физическому воспитанию студентов вуза. Разработаны методические приемы применения педагогических средств восстановления на основе рационального построения учебных занятий как фактора стимуляции процессов восстановления и повышения работоспособности обучающихся. Исследование проводилось в условиях образовательного процесса в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского в течение учебного года. В эксперименте приняло участие 30 студентов 1-го курса, из которых было сформировано 2 группы: экспериментальная – ЭГ (n=15) и контрольная – КГ (n=15). Обучающиеся КГ занимались по программе в соответствии с нормативными требованиям. Для ЭГ в учебный процесс была включена разработанная технология, базирующаяся на педагогических методах регулирования процессов восстановления и повышения работоспособности. С целью выявления эффекта педагогического регулирования восстановительных процессов использовались следующие методы: контрольные испытания по оценке уровня физических кондиций с определением индекса физической готовности – ИФГ (Н.В. Анисимова, 2013), включавший в себя прыжок в длину с места, бег на 30 м, подтягивание на перекладине, челночный бег, наклон вперед, 6-минутный бег; определение уровня физической работоспособности проводили по показателям индекса Гарвардский степ-тест (ИГСТ); функциональные кондиции обучающихся выявляли при помощи физиологических методов, таких как динамическая спирометрия и функциональная проба с дозированной физической нагрузкой.Применение педагогических средств восстановления в процессе физического воспитания студентов способствовало улучшению функционального состояния кардиореспираторной системы, повышению физической работоспособности.

Ключевые слова: учебный процесс, физическое воспитание, оптимизация, восстановление, педагогические средства, методические приемы, физическая работоспособность, функциональное состояние.

Литература

  1. Аршинова Н.Г. Средства и методы восстановления работоспособности студентов после занятий физической культурой / Н.Г.  Аршинова, Д.А. Аршинов, Н.А. Воронов. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 44 с.
  2. Граевская Н.Д. Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности / Н.Д. Граевская. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 150 с.
  3. Закурин Л.В. Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Закурин. – Ярославль, 2005. – 26 с.
  4. Ильченко Н.В. Применение физических средств восстановления для повышения работоспособности студентов-спортсменов / Н.В. Ильченко // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 2. – С. 113-116.
  5. Кузин В.В. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. – М.: РГАФК, 1999., – 31 с.
  6. Соколов А.С. Управление физической подготовкой студентов на основе системы автоматизированного динамического контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Соколов. – Краснодар, 2008. – 22 с.