Влияние двигательной активности на развитие soft-компетенций участников чемпионатного движения «Молодые профессионалы»

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Базелюк1
Кандидат экономических наук, доцент Т.В. Летаева2
Доктор экономических наук, доцент Е.А. Попова1
Кандидат экономических наук А.А. Демин1
1Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск
2Технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, г. Лесной

Цель работы – определить влияние уровня двигательной активности на уровень развития soft-компетенций участников чемпионатного движения «Молодые профессионалы» (WSR). Для достижения указанной цели были решены следующие задачи: определены soft-компетенции участников чемпионатного движения WSR, выявлена корреляция двигательной активности с результатами участия в соревнованиях, а также взаимосвязь двигательной активности с психофизиологическими и когнитивными статусами участников соревнований.
В исследовании приняло участие 46 студентов Северского промышленного колледжа, включённых в чемпионатное движении WSR. В ходе исследования уровень развития soft-компетенций сопоставлялся с уровнем двигательной активности. Анализ процедуры выполнения конкурсных заданий по стандартам WSR показал, что участники должны обладать специальными свойствами личности, которые проявляются в соревновательном поведении спортсменов: «соревновательная эмоциональная устойчивость», «спортивная саморегуляция», «соревновательная мотивация», «стабильность–помехоустойчивость».
Проведённое исследование подтвердило значимость уровня двигательной активности в развитии компетентностных характеристиках участников соревнований профессионального мастерства «Молодые профессионалы». Основная программа подготовки к соревнованиям должна содержать обязательный модуль физической подготовки, а также быть взаимосвязана с психофизиологическими и когнитивными статусами участников соревнований. Базовая составляющая модуля должна обеспечивать достижение необходимого объёма двигательной активности студентов для дальнейшего участия в соревнованиях. Вариативная составляющая модуля физической подготовки должна учитывать специфику профессиональной компетенции, так как формы и условия соревновательных процедур имеют существенные отличия в зависимости от профессиональной группы.

Ключевые слова: soft-компетенции, двигательная активность, движение «Молодые профессионалы».

Литература

  1. Базелюк В.В. Факторный анализ причин конфликтов в процессе физического воспитания молодежи школьного возраста / В.В. Базелюк, Е.В. Романов, А.В. Романова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 1. – С. 29-32
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 51-76.
  3. Кабачкова С.Н. Психофизиологические и когнитивные особенности лиц с различным уровнем двигательной активности / С.Н. Кабачкова, Г.С. Лалаева, А.Н. Захарова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 12. – С. 85-86.
  4. Регламент чемпионата «Молодые профессионалы» (WSR).Том Б [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs (дата обращения 10.11.2018).
  5. Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с.