Аудиовизуальная коррекция психоэмоционального состояния юных боксеров

Фотографии: 

Аспирант А.Ф. Хаерварина1
Кандидат социологических наук, профессор Л.М. Матвеева1
Кандидат биологических наук, доцент Р.М. Ямилева1
Доктор биологических наук, доцент Э.Ш. Шаяхметова1, 2
Доцент Д.Г. Огуречников3
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа
2Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
3Башкирский государственный университет, Уфа

Цель исследования состояла в психофизиологическом обосновании и выявлении эффективности применения сеансов аудиовизуальной стимуляции для коррекции психоэмоционального состояния юных боксеров. Исследование проводилось на базе спортивного комплекса Башкирского государственного университета в специальноподготовительном периоде. В условиях учебно-тренировочного процесса было обследовано 72 спортсмена в возрасте 13–14 лет. Диагностика психодинамических характеристик спортсменов проводилась каждые два дня с помощью устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог». Использовались шкалы тревоги и тревожности (Ч.Д. Спилбергер), «самочувствие, активность и настроение» (В.А. Доскин). После введения сеансов аудиовизуальной стимуляции в экспериментальной группе наблюдались достоверно значимые улучшения показателей ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Курсовое применение аудиовизуальной стимуляции повышает психофизиологическую устойчивость к физическим нагрузкам, снимает чрезмерную психическую напряженность, преждевременное психическое утомление, способствует повышению работоспособности, приводит к улучшению настроения. Анализ психодинамических характеристик боксеров с различными типами нервной системы позволил установить, что для спортсменов со слабой нервной системой необходимо 6 – 8 сеансов аудиовизуальной стимуляции, для атлетов с сильной нервной системой – 10 сеансов.

Ключевые слова: аудиовизуальная стимуляция, ситуативная тревожность, самочувствие, активность, настроение.

Литература

  1. Айзман Р.И. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов цикликов / Р.И. Айзман, М.С. Головин // Бюллетень сибирской медицины. – 2014. – Т. 13. – № 6. – С. 113.
  2. Головин М.С. Интеграция функциональных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощеков, Р.И. Айзман // Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – № 1. – С. 64-71.
  3. Ильин Е. П. Психология спорта: монография / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
  4. Минуллин А.З. Психофизиологические особенности адаптации юных боксеров к соревновательному стрессу: дис. … канд. биол. наук / А.З. Минуллин. – Челябинск, 2013. – 143 с.
  5. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте, международный сборник научных статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983, – 288 с.
  6. Шаяхметова Э.Ш. Психофизиологические закономерности адаптации боксеров высокой квалификации к физическим нагрузкам: монография / Э.Ш. Шаяхметова, Э.Р. Румянцева, Р.М. Муфтахина, А.Л. Линтварев. – СПб.: НПЦ ПСИ, 2014. – 176 c.