Социализация в танцевальном спорте

Фотографии: 

ˑ: 

Профессор В.А. Шерегова1
Кандидат социологических наук, доцент Ш.Ф. Фарахутдинов2
Кандидат социологических наук, доцент О.В. Устинова2
1Тюменский государственный институт культуры, Тюмень
2Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Целью работы стало выделение и содержательная характеристика этапов социализации в танцевальном спорте. В ходе исследования авторами был инициирован и проведён экспертный опрос. В качестве экспертов выступили представители тренерско-судейского состава Федерации спортивного танца Тюменской области. Анкета была сформирована в сервисе онлайн-опросов SurveyMonkey, а ссылка на исследование разослана экспертам по электронной почте. С целью увеличения отклика был осуществлён обзвон с персональным приглашением. Часть экспертов, по ряду причин, не приняла участия в исследовании (командировки, семейные обстоятельства, сборы). Всего на вопросы анкеты ответили 56 из 76 респондентов, что составляет 74% и позволяет считать полученные данные валидными. Результаты исследования показали, что танцевальная социализация имеет свои особенности в различные возрастные периоды. Несмотря на то что границы зачастую бывают размыты, их обозначение способствует лучшему пониманию протекания процесса, выделению контекстуальных и привязанных к определённым временным отрезкам проблем. Автором выделяется два основных направления работы тренерского состава для повышения успешности танцевальной социализации. Первое – психолого-педагогическое – заключается в поиске индивидуального подхода, выстраивании эффективной коммуникации. Второе – организационное – связано с поиском и внедрением оптимальных форм тренировочного процесса.

Ключевые слова: спортивные танцы, социализация, физиологические особенности, эмоциональное выгорание, педагогическое мастерство.

Литература

  1. Бабанов И.В. Спортивная социализация как процесс интеграции спортсмена в профессиональное сообщество / И.В. Бабанов // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2016. – № 4 (6). – С. 96-103.
  2. Домбровская Е.Н. Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды: дис. … канд. пед. наук / Е.Н. Домбровская – М., 2009. – 201 с.
  3. Старостина Ю.А. Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников в условиях форсирования детского развития / Ю.А. Старостина // В книге: Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI Международной научной конференции. Под ред.: О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина. – 2015. – С. 812-818.
  4. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 368 с.