Условия планирования многолетней физической подготовки спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.И. Дерябина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Лернер1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Макарова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Терентьева2
1Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбов

В статье разработаны условия планирования многолетней физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и нарушением зрения. В качестве методологической базы выделено два подхода: системно-структурный и индивидуально-дифференцированный, на основе которых определены условия, позволяющие оптимизировать процесс координационной подготовки спортсменов с ПОДА и нарушением зрения в рамках физической подготовки. Данными условиями являются: обязательное приобретение двигательного «опыта» и успешная реализация его в меняющихся условиях внешней среды; учет влияния на спортивную деятельность дегенеративных явлений, возникших вследствие нарушений работы анализаторов; учет «зональности» нарушений при тестовом контроле уровня развития координационных способностей у спортсменов с ПОДА; учет моторной природы слуха и развитие способности распознавать временные характеристики звука с последующим переносом этих ощущений в двигательную сферу при формировании ритмоструктуры двигательного действия; учет индивидуальных особенностей становления и развития спортивной формы как отдельного спортсмена, так и команды в целом; учет двигательной и сенсорной асимметрии при развитии координационных способностей.

Ключевые слова: адаптивный спорт, подход, условия, спортсмены с поражениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения, координационные способности, планирование многолетней физической подготовки.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 336 с.
  2. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
  3. Блауберг И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. – 1978. – № 8. – С. 39-52.
  4. Дерябина Г.И. К вопросу о необходимости осуществления контроля развития координационных способностей спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата / Г.И. Дерябина, В.Л. Лернер, О.С. Терентьева // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2016. – Т. 15. – № 3. – С. 92-96.
  5. Дерябина Г.И. Обоснование тестового контроля за уровнем развития координационных способностей спортсменов с нарушением зрения / Г.И. Дерябина, М.В. Бударин, В.Л. Лернер и др. // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2016. – Т. 15. – № 4. – С. 47-53.
  6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. М.: Изд. «Спорт», 2016. – 614 с.
  7. Осмоловская И.М. Дидактика / И.М. Осмоловская. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
  8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. М.: Педагогика. – 1990. – 192 с.