Анализ физиологических систем организма студентов вуза с применением методов математической статистики

Фотографии: 

Н.А. Усцелемова1
С.В. Усцелемов1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Ф. Орехова1
Кандидат педагогических наук Е.В. Сергеева1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск

В данной статье поднимается проблема выявления объективных различий в уровне физического развития обучающихся в системе спортизированного физического воспитания в техническом вузе. Цель статьи – анализ и проверка достоверности различий в состоянии физиологических систем организма студентов первого курса, занимающихся в учебное время физической культурой в группах спортивных отделений «Легкая атлетика» и «Тяжелая атлетика», посредством применения t-критерия Стьюдента. Для достижения цели проведен сравнительный анализ таких физических показателей организма, как рост, масса тела, жизненная емкость легких, сила кисти, индекс массы тела, силовой индекс, жизненный индекс, задержка дыхания на вдохе у студентов разных отделений, а также сравнение показателей с нормой. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что такие показатели, как мышечная сила кисти, индекс массы тела, жизненная емкость легких, силовой индекс у студентов обеих отделений характеризуются как «норма», задержка дыхания на вдохе – «выше нормы». Жизненный индекс студентов-легкоатлетов находится на уровне «ниже нормы», а у студентов-тяжелоатлетов – намного ниже нормы, что свидетельствует также об избыточной массе тела. Использование для расчета показателей состояния организма t-критерия Стьюдента позволяет доказать достоверность различий средних величин силы кисти и силового индекса студентов-легкоатлетов по сравнению со студентами-тяжелоатлетами, а также средних величин массы тела и индекса массы тела студентов, занимающихся в группе тяжелой атлетики по сравнению со студентами группы легкой атлетики. Результаты исследования нацеливают на внедрение в систему спортизированного физического воспитания таких физкультурных и педагогических технологий, которые способствуют повышению двигательной активности и уровня тренированности организма в избранном виде спорта.

Ключевые слова: спортизация, студенты, показатели, системы организма, метод t-критерий Стьюдента.

Литература

  1. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния: учеб. пособие для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1980. – 199 с.
  2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1998. – 400 с.
  3. Лубышева Л.И. Интеграция спортивной науки и образования – стратегический ресурс развития общества / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 95-96.
  4. Усцелемова Н.А. Актуальность разработки автоматизированной системы экспертной оценки физического развития и состояния здоровья студентов вуза / Н.А. Усцелемова, Е.А. Ильина // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. – 2015. – № 2. – C. 57-58.
  5. Усцелемова Н.А. Исследование уровня развития выносливости студентов технического вуза / Н.А. Усцелемова, С.В. Усцелемов // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф : в 2 т. / под ред. Е.В. Быкова. – Челябинск: УралГУФК, 2017. – Т. 2. – С. 260-264.