Активизация физической активности студентов вуза путем совершенствования системы массового студенческого спорта

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Красникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Давыдова1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Статья посвящена результатам исследования мотивов занятий физической культурой и спортом, характеризующих проявление состязательности и разработанной на основе полученных данных организационно-педагогической модели активизации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза. Проведение сравнительного анализа проявления мотивов «стремление к лидерству», «соперничеству», «использованию игр и развлечений в физкультурной и рекреативной деятельности» у 362 студентов вуза, выбравших для обязательных занятий одну из физкультурно-спортивных специализаций, показало, что более высокие значения отмечаются у юношей, занимающихся в процессе физического воспитания волейболом и мини-футболом, а у девушек – единоборствами, аэробикой и атлетической гимнастикой. Студенты, занимающиеся спортом, имеют самые высокие показатели проявления этих мотивов. Разнородность полученных результатов в совокупности с низкой активностью участия студентов в спортивных мероприятиях, проводимых вузом, послужила поводом для разработки модели активизации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза. Модель включает физкультурно-оздоровительное, спортивно-массовое и спортивное направления, каждое из которых представлено различными формами состязательной деятельности – индивидуальными, предусматривающими состязание с самим собой, индивидуальными с соперничеством с другими, а также групповыми или командными. Ее реализация позволила популяризовать соревновательные формы физического воспитания в студенческой среде.

Ключевые слова: спортивно-массовые мероприятия, активизация физической активности, организационно-педагогическая модель, студенческий спорт.

Литература

  1. Боднар Э.Л. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии / Э.Л. Боднар / под общ. ред. Н.С. Минаевой. – М.: Изд-во «Юрайт», 2017. – С. 62.
  2. Гераськина Л.Ю. Активизация соревновательной деятельности студентов / Л.Ю. Гераськина, А.В. Милехин // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: матер. VII  науч.-практ. конф. – 2015. – С. 16-19.
  3. Данилов Р.С. Состязательность как форма социального бытия человека: автореф. дис. … канд. философ. наук / Р.С. Данилов. – Саратов, 2007. – 16 с.
  4. Красникова О.С. Сравнительный анализ физической подготовленности студенток в условиях реализации свободного выбора физкультурно-спортивной специализации / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 37-39.
  5. Пащенко Л.Г. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации / Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – C. 46-48.
  6. Хашаева С.В. Состязательное пространство студенческой молодежи / С.В. Хашаева // Научный результат. Социология и управление. – 2015. – № 1. – С. 57-61.