Организационно-педагогические условия индивидуализации физической подготовки курсантов военных образовательных организаций

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Петренко1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фофанов2
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Грешных3
А.С. Грусевич2
1Московский городской психолого-педагогический университет, Москва
2Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский государственный университет противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург

В современных условиях особую актуальность приобретают эффективные способы решения проблемы соответствия индивидуальной физической подготовленности военнослужащих требованиям государственного образовательного стандарта, вовлечения курсантов военных образовательных организаций в процесс индивидуальной физической подготовки.
Целью исследования стало научное обоснование и апробирование организационно-педагогических условий индивидуализации процесса физической подготовки курсантов военных образовательных организаций. Было выделено по две группы военнослужащих (контрольная и экспериментальная), в которые вошли военнослужащие второй категории (лица, непосредственно охраняющие государственную границу). Воздействие на экспериментальные группы в каждой серии шло по отдельным программам, направленным на развитие отстающего физического качества и развитие мотивации к занятиям физической подготовкой.
Полученные результаты проведенного эксперимента подтвердили, что предложенные организационно-педагогические условия оказывают позитивное влияние на результативность процесса индивидуализации физической подготовки военнослужащих: формирование и развитие у военнослужащих позитивной мотивации к занятиям физической подготовкой; физическое самосовершенствование военнослужащих; повышение уровня педагогического мастерства у руководителей занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, физическая подготовка, индивидуализация, курсанты военных образовательных организаций.

Литература

  1. Аверясова Ю.О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов: монография / Ю.О. Аверясова, Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев. – М.: Изд-во ТР-принт, 2015. – 170 с.
  2. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказ министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 (с изменениями в 2013 году). – М., 2009. – 200 с.
  4. Пашута В.Л. Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач / В.Л. Пашута, О.А. Федоренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (84). – С. 115-119.
  5. Пашута В.Л. Факторы, определяющие эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза / В.Л. Пашута, П.В. Ролдугин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 4 (110). – С. 115-119.
  6. Сущенко В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 3-5.
  7. Щеголев В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 9. – С. 55-60.
  8. Щеголев В.А. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 2. – С. 61-66.
  9. Щеголев В.А. Служебно-прикладная направленность занятий физической культурой и спортом со студентами как способ формирования их готовности к выполнению норм и требований ГТО / В.А. Щеголев, А.Ю. Липовка, А.В. Коршунов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 21-23.