К вопросу о терминах теории спортивной подготовки военнослужащих

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1, 2
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Пашута1
Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Романенко1
Доктор педагогических наук, профессор А.В. Козлов1
1Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный универститет, Санк-Петербург

Индивидуализация подготовки военнослужащего-атлета – сложная педагогическая система, которая строится по принципам необходимого разнообразия и построения дерева целей. Воин-спортсмен в системе спортивной подготовки представлен как индивид, личность, субъект спортивной деятельности, ее равноправный субъект. Влияние индивидуальных особенностей на процесс и результат спортивной подготовки характеризуется нелинейностью. Соотношение терминов «индивидуальность», «индивидуальный подход», «индивидуализация», «дифференцированный подход», «дифференциация» можно охарактеризовать следующими положениями: индивидуальность – это первичный термин относительно других терминов – производных от него; индивидуализация – технология реализации индивидуального подхода, она связана с дифференциацией содержания и организации подготовки спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей; дифференциация – технология реализации дифференцированного подхода; индивидуализация и дифференциация направлены на системную экономизацию спортивной подготовки атлета-военнослужащего.
Таким образом, авторами отмечается, что индивидуализация и дифференциация пронизывают весь процесс и все компоненты многолетней спортивной подготовки атлета. С помощью данных подходов создаются группы по типологическим приз-накам, в составе которых атлеты проходят спортивную подготовку. Для каждого из них разрабатывается наиболее целесообразный и эффективный вариант индивидуализации подготовки, ее маршрут, траектория. При этом тренировочные и соревновательные нагрузки по объему, интенсивности, характеру, структуре, содержанию должны быть адекватны индивидуальным особенностям спортсмена.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный подход, дифференцированный подход, дифференциация, спортивная подготовка.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1969. – 339 с.
  2. Бекман И.Н. Нелинейная динамика сложных систем: теория и практика. Метанаука. Эволюция систем: Материалы к курсу лекций и учебнику / И.Н. Бекман. – М., 2018. – 613 с.
  3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М., 1983. – 234 с.
  4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
  5. «Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры», проведенный совместно с администрацией г. Смоленска, Смоленским гуманитарным университетом на тему: «Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте» // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 6. – С. 73-77.
  6. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: синергетика, психология и футурология / А.П. Назаретян. – М.: «Пер'сэ», 2004. – 211 с.
  7. Педагогика многообразия: учеб. пособие / О. Грауманн, В. Гребенникова, М. Емельянова и др. / под общ. ред. Г. Нестеренко; науч. ред. С. Цымбал. – Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016. – 420 с.