Свойства личности высококвалифицированных женщин-тяжелоатлеток во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Андрущишин1
Доктор педагогических наук, профессор И.П. Сивохин2
Кандидат педагогических наук Г. Толегенова3
Н.А. Огиенко2
1Казахская академия спорта и туризм, Алматы, Казахстан
2Костанайский государственный педагогический университет, Костанай, Казахстан
3Туран-Астана, Астана, Казахстан

Исследование направлено на выявление личностной структуры высококвалифицированных женщин-тяжелоатлеток во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности.
В процессе исследования изучены показатели 15 высококвалифицированных спортсменок женской национальной сборной Республики Казахстан по тяжелой атлетике, пятеро из которых входили в первую десятку результатов мирового рейтинга, а остальные занимают в нем места во втором и третьем десятке.
Выявлено, что к числу наиболее значимых свойств личности тяжелоатлеток относятся с высокими значениями беспокойство, склонность к доминированию, волевой самоконтроль, радикализм, активность, реактивная уравновешенность; с низкими значениями – темп мышления.
Комплекс наиболее значимых личностных свойств спортсменок средних весовых категорий в наибольшей степени отличается от аналогичного комплекса личностных свойств легких и тяжелых весовых категорий, что, вероятнее всего, положительно связано с более высокой результативностью их соревновательной деятельности.

Ключевые слова: высококвалифицированные тяжелоатлетки, личностные свойства, результативность соревновательной деятельности.

Литература

  1. Бабаян А.А. Личностные факторы психической готовности спорт­смена к достижению высокого соревновательного результата: (На примере тяжелой атлетики): дис. … канд. психол. наук / А.А.  Бабаян. – М., 1983. – 223 с.
  2. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры: учебник для высших учебных заведений физической культуры / Г.Д. Бабушкин / Под общ. ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. – М.: Спорт, 2016. – 624 с.
  3. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой / Гласс Дж., Стенли Дж. – М.: Изд-во «Прогресс», 1976. – С. 305-405.
  4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.
  5. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета. – https: //sport.wikireading.ru/3862.
  6. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 576  с.