Определение взаимосвязи уровня личностной тревожности и помехоустойчивости у стрелков из пневматического оружия разных групп подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

А.Д. Павлова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Неустроева1
А.В. Филиппов1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – выявить влияние личностной тревожности на помехоустойчивость спортсмена. В качестве выборки исследования выступили спортсмены-стрелки г. Якутска, группа студентов в возрасте от 18 до 22 лет (41 человек), группа спортсменов-стрелков от 18 до 25 лет (16 человек) и группа подростков, занимающихся в ДЮСШ, от 13 до 17 лет (15 человек), всего 72 человека, из них 21 юноша и 51 девушка. Исследование проводилось с помощью методик: «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер), «Определение избирательности внимания и помехоустойчивости» (Г. Мюнстерберг).
Проведенное исследование показало наличие высокой корреляционной связи между тревожностью и помехоустойчивостью у подростков (ДЮСШ), данная связь является достоверной на p≤0,05 уровнях. Полученные данные свидетельствуют о том, что тревожность оказывает влияние на проявление помехоустойчивости. В данной работе у большинства испытуемых высокий уровень тревожности, что означает, что спортсмены не всегда могут контролировать свои эмоции, в одни периоды они более стабильны, в другие периоды у них могут проявляться страхи, стрессы, боязни различного рода. Высокая тревожность способствует тому, что проявляется низкая помехо-устойчивость, которая мешает результативности стрелка.
Авторы делают вывод, что при своевременной психодиагностике и выявлении спортсменов, нуждающихся в психологической поддержке, необходимо помочь подросткам в развитии и освоении навыков саморегуляции, выработке индивидуальных эффективных моделей поведения.

Ключевые слова: соревнование, личностная тревожность, помехоустойчивость, стрелки-спортсмены, саморегуляция.

Литература

  1. Бозержан Ж. Справочник по спортивной стрельбе Ж. Бозержан / Пер. с франц. Е. Исаковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2015. – 1136 с.: ил.
  3. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн. – М.: ДОСААФ, 1981. – 142 с.
  4. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена / М.Я.  Жилина. – М.: ДОСААФ, 1986. – 104 с.: ил.
  5. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки. Руководство для стрелков и тренеров / Б. Пуллэм, Фрэнк Т. Хейненкрат. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 271 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2012. – 713 с.: ил.
  7. Сумарина О.Ю. Тревожность: причины, виды, симптомы [Электронный ресурс] / О.Ю. Сумарина // Медицинская психология. – 2014. – Режим доступа: http://psyera.ru/2696/trevozhnost (21.04.2016)
  8. Шилин Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: учеб. пособие / Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. – М.: ТВТ Дивизион, 2012. – 316 с.
  9. Черкашин И.А. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 51-53.