Подвижные эвенкийские игры как традиционное средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Винокурова1
М.В. Данилов1
А.Г. Барахсина1
1Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – экспериментально обосновать эффективность использования эвенкийских подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись: устные методы (беседы, интервью, опрос), тестирование общей физической подготовленности, математическая статистика. В процессе опытно-экспериментальной работы отслеживались данные, полученные в результате введения элементов эвенкийских подвижных игр на занятиях по физкультуре в детском саду. Физическую подготовленность дошкольников определяли методом тестирования в начале и в конце опытно-экспериментальных исследований с целью оценки уровня двигательной подготовленности.
Результаты исследования показали, что разработанная методика, включающая целенаправленное применение эвенкийских подвижных игр способствует более эффективному развитию определенных физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны наиболее эффективные традиционные средства физического воспитания эвенков (народные подвижные игры, самобытные состязания, элементы народных танцев). Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Также имеют большое значение для воспитания следующих морально-волевых качеств: способности к преодолению любых трудностей, дисциплинированности, настойчивости, смелости, чувства коллективизма.

Ключевые слова: физическое воспитание старшего дошкольного возраста, подвижные эвенкийские игры и состязания.

Литература

  1. Винокурова Н.А. Формирование интереса к физической культуре у девочек средствами этнопедагогики (на примере арктических школ Республики Саха (Якутия): автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Винокурова. – Якутск, 2007. – С. 29-30 с.
  2. Данилов Д.А. Организационно-педагогическое обеспечение интеграции физического и духовного воспитания юношей в этнокультурном пространстве: монография / Д.А. Данилов, И.А. Черкашин. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – 247 c.
  3. Майнов И.И. Некоторые данные о тунгусах якутского края: с тремя таблицами, 1 фототипией и 1 цинкографией / И И. Майнов. – Иркутск, 1986. – 245 с. (Труды Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества; вып. 2).
  4. Максимова О.А. Эвенкийские игры и состязания для учащихся национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия): учеб. пособие / О.А. Максимова. – Якутск, 2007. – 69 с.
  5. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: учеб. пособие по спецкурсу для подгот. учителей шол коренных народов Севера / Н.Д. Неустроев. – Якутск, 1999. – 140 с.
  6. Платонов Д.Н. Формирование стратегии развития региональной системы непрерывного физкультурного образования / Д.Н. Платонов, Л.Л. Платонова, И.А. Черкашин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 3-4.
  7. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Шебеко. – М.: Высшая школа, 2010. – 400 с.