Взаимосвязь личностной рефлексии с социально-психологической зрелостью студентов-спортсменов

Кандидат психологических наук, доцент О.И. Каяшева1, 2
Доктор психологических наук, профессор З.Г. Ханова3
Кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Казиева4
Р.И. Погорова5
1Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
2Российский государственный гуманитарный университет, Москва
3Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва
4Дагестанский государственный университет, Махачкала
5Ингушский государственный университет, Магас

Предложено исследование личностной рефлексии как сложноструктурированного психологического феномена у студентов, занимающихся спортивной деятельностью. Уровень личностной рефлексии выше у студентов, занимающихся спортом, чем у неспортсменов. Личностная рефлексия включает в себя физический образ Я личности, интериоризация которого у студентов связана с включением в референтные спортивные группы, способствующие дифференциации и усложнению образа физического Я. Студенты, занимающиеся спортом, в большей степени положительно оценивают свою внешность и физическое состояние, чем опрашиваемые студенты, не занимающиеся спортом. Выявленные негативные самооценки у спортсменов относятся к их физическому состоянию, обусловленному спортивными травмами, высокими тренировочными нагрузками и необходимостью совмещать спорт с учебой и работой. Для студентов, не занимающихся спортом, в большей степени характерна негативная оценка своего внешнего вида. В статье обращено внимание на личностную рефлексию как на один из факторов, способствующих достижению социально-психологической зрелости студентами вузов, что частично подтверждается выявлением значимых корреляций между уровнем личностной рефлексии и показателями социально-психологической зрелости личности: контролем, ориентацией во времени, потребностью в познании и спонтанностью.

Ключевые слова: личностная рефлексия, образ физического Я, социально-психологическая зрелость, спортивная деятельность.

Литература

  1. Двоеглазова М.Ю. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте / М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 186 с.
  2. Каяшева О.И. Развитие личностной рефлексии в системе специально разработанных тренингов / О.И. Каяшева. – СПб.: НИЦ АРТ, 2014. – 162 с.
  3. Костенко В.Ю. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности / В.Ю. Костенко, Д.А. Леонтьев // Мир психологии. – 2016. – № 3 (87) – С. 95-107.
  4. Леонов Н.И. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход / Н.И. Леонов, М.М. Главацких // Известия Саратовского университета. – 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 55-59.
  5. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
  6. Цуркин В.А. Особенности физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери / В.А. Цуркин, Т.Н. Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2013. – № 27 (170). – Вып. 20. – С. 308-313.
  7. Черкашина А.Г. Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я / А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2008. – № 2 (4). – С. 71-89.