Методика применения дыхательных упражнений для коррекции состояния кардиореспираторной системы

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Балышева1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Целью исследования стало научное обоснование методики применения дыхательных упражнений на учебных занятиях по предмету «Физическая культура» со студентами, имеющими кардиореспираторные заболевания. В эксперименте приняли участие студентки 1-2-го курсов (n=61). Все девушки имели кардиореспираторные заболевания. Были сформированы группы: экспериментальная (ЭГ, n=28) и контрольная (КГ, n=33). Занятия проводились по 90 мин (2 раза в неделю). Годовой объём занятий для каждой группы составил 136 ч. Как показали результаты исследования, у девушек ЭГ по большинству показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы произошли достоверные положительные изменения: экономизация деятельности миокарда, кислородтранспортных и аэробных возможностей организма, физической работоспособности, в состоянии кардиореспираторной системы. В показателях физического развития и физической подготовленности по большинству показателей у девушек ЭГ отмечаются более заметные положительные изменения: жизненной емкости легких, силы, гибкости, координации. Анализ показателей, характеризующих уровень соматического здоровья по методике Апанасенко предоставил возможность выявить, что по 5 показателям из 5 у девушек ЭГ произошли достоверные изменения. Таким образом, доказана целесообразность систематического применения дыхательных упражнений, использующих полное дыхание и интервальную гипоксию. Данный вывод подтверждается тем, что были выявлены достоверно более высокие показатели: экономичности функционирования сердечно-сосудистой системы; аэробных возможностей организма; устойчивости к гипоксии; физической работоспособности и менее заметная реакция организма на физическую нагрузку; развития силы, гибкости и координации.

Ключевые слова: здоровье, студентки, кардиореспираторные заболевания, дыхательные упражнения, дыхательная гимнастика.

References

  1. Ahmad T, Chasman, DI, Mora S, Paré G, Cook NR, Buring JE, Ridker PM & Lee IM (2010). The Fat-Mass and Obesity Associated (FTO) gene, physical activity, and risk of incident cardiovascular events in white women. American Heart Journal, 160(6), 1163-1169.
  2. Cernes R, Zimlichman R (2017). Role of Paced Breathing for Treatment of Hypertension. Current Hypertension Reports, 19(6): 45.
  3. Gorelov AA, Rumba OG (2011). Experience of scientific substantiation of content, methods and orientation of respiratory training in applied and health-improving purposes. Vestnik sportivnoj nauki, 2: 44-49.
  4. Iermakov SS, Arziutov GN & Jagiełło W (2016). Quick training of students to judo techniques. Archives of Budo, 12, 15-24.
  5. Kondakov VL, Voloshina LN, Kopeikina EN, Balysheva NV, Nikulina DE (2018). Physical and recreational preventing measure technology of disturbances in the cordial and vascular system of students. International journal of advanced biotechnology and research,.9(1): 990-996.
  6. Kondakov VL, Kopeikina EN, Balysheva NV (2016). Health and fitness technology to prevent respiratory disorders. Theory and practice of physical culture, 1, 34-36.
  7. Kopeikina EN, Bogoeva MD, Kondakov VL, Iermakov SS, Gorelov AA, Gruzdeva NA (2018). Respiratory gymnastics for students with craniological diseases. Journal of Physical Education and Sport, 18(4): 1801 – 1807. doi: 10.7752 / jpes.2018.s4263.
  8. Samokih II (2016). Physical workability as the base of students’ functional potentials. Physical Education of Students, 20(6), 40-48. d oi:10.15561/20755279.2016.0605.
  9. Szabo A, Kocsis А (2017). Psychological effects of deep-breathing: the impact of expectancy-priming. Psychology, Health and Medicine, 22(5): 564-569.