Туризм в системе физического воспитания студентов

Фотографии: 

ˑ: 

М.А. Федоров1
Кандидат педагогических наук Н.Н. Кладкин1
Л.П. Бугаева1
1Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Рассматриваются особенности организации туризма в образовательном пространстве вуза, способствующего приобщению студентов к здоровому образу жизни, а также формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. В процессе исследования проводилось обобщение практического опыта организации туристических пеших маршрутов в условиях учебно-полевой практики студентов. Исследование проводилось на базе многоотраслевого научно-инновационного образовательного комплекса «Арктический инновационный центр» (АИЦ). В научной работе рассматриваются особенности двигательной активности студентов-геологов 2-го курса, которые проходили практику в горах Южного Верхоянья в стационарном полигоне СВФУ «Томпонский». Для составления маршрута похода исследователи исходили из того, что при ежедневном прохождении пешим ходом с грузом на плече усиленно работают мышцы ног, брюшного пресса, грудной клетки, а также связки и суставы рук. Для того чтобы сделать шаг одной ногой, необходимо привести в движение около полусотни мышц. Также длительная ходьба тренирует сосуды, улучшает капиллярное и коллатеральное кровообращение. Результаты исследования показали, что полевая практика, экологические туристические выезды студентов в отдаленные местности, геологический маршрут по горно-таежной местности положительно влияют на двигательную активность студентов, оказывают оздоровительный эффект в течение учебного года. В ходе исследования доказано, что маршруты разной протяженности вырабатывают у студентов устойчивость к нагрузкам, адаптацию к перепадам температур, развивают двигательную активность и способствуют формированию у будущего специалиста необходимых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: туризм, здоровый образ жизни, активный туризм, охрана окружающей среды, пешие походы, учебно-полевая практика.

Использованная литература

  1. Григорьев В. Экологическая обстановка стабильная [выступление министра охраны природы РС (Я) В. Григорьева] (Якутия). – 2009. – 24 января. – С. 2.
  2. Жижин В.И. Геолого-съемочная практика: учеб. пособие / В.И.  Жижин, В.М. Никитин, В.С. Оксман и др. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. – 114 с.
  3. Лазишвили Г.М. Пространственное развитие ООПТ будущего [Текст] / Г.М. Лазишвили // Образ будущего: 2030 : Сб. тез. IX междунар. молодеж. науч. конф. – СПб.: Скифия-принт, 2018. – С. 175-176.
  4. Мотосова А. Есть такая профессия – природу охранять / А. Мотосова // Она+. – 2010. – 04.06. – С. 41.
  5. Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2010 год (Якутия). – 2011. – 29.01. – С. 6.
  6. Сенькив Ю.М. Термин экотуризм и его синонимы в английском и русском языках / Ю.М. Сенькив // «Magister Dixit» – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2011. – № 3 (09). – С. 1.
  7. Со стороны экологии все в порядке (Якутия). – 2011. – 11. 02. – С. 6.
  8. Сосина А. Поднять экологическую культуру / А. Сосоина (Якутия). – 2010. – 07.09. – С. 2.
  9. Стратегия развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года // Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2009 г. № 236.
  10. Экологическое образование, воспитание и просвещение в Республике Саха (Якутия): навстречу Всемирному саммиту по устойчивому развитию «Рио+10»: материалы II Республиканской конференции (Якутск, 30-31 мая 2002 года) / Под общ. ред. О.М.  Кривошапкиной. – Якутск, 2002. – 167 с.