Конкретизация содержания реабилитационных и абилитационных мероприятий в процессе адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1
Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
Кандидат медицинских наук, доцент И.В. Федотова1
Кандидат медицинских наук И.С. Таможникова1
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Обзор посвящен анализу основных понятий абилитации и реабилитации детей-инвалидов. Рассматриваются составляющие восстановительных мероприятий для лиц несовершеннолетнего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждается роль средств и методов адаптивного физического воспитания в процессе действий коррекционной направленности. Отмечено, что терминологический аппарат восстановительных техник в целом изучен фрагментарно. При этом в настоящее время четкому и более развернутому анализу подвергается понятие реабилитации в отличие от абилитации. Недостаточно данных, касающихся адаптации детей-инвалидов с точки зрения комплексного, индивидуализированного подхода к занятиям адаптивной физической культурой. Важным вырисовывается обеспечение физически и экономически доступного диапазона  реабилитационных и абилитационных услуг, осуществляемых с помощью средств адаптивного физического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети-инвалиды, абилитация, реабилитация, система лечебно-педагогических мероприятий.

Литература

  1. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. – М., 2000.  – С. 337-347.
  2. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Метод. реком. / сост. Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  3. Герасименко  О.А. Несколько  слов  к  вопросу  об  интеграции / О.А. Герасименко ,  Р.П. Дименштейн  // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. –  2000. – Вып. З. – С. 5-21. 
  4. Левченко И.Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6-0. – С. 450.
  5. Махова Н.А. Эффективность интервальной гипоксической тренировки в повышении функциональных возможностей системы дыхания детей с ментальными нарушениями / Н.А. Махова, Д.А. Ахтимирова // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2016. – № S4. – С. 44-45.
  6. Нечаев В.С. «Реабилитация» и «абилитация» как критерии выбора медицинских реабилитационных мероприятий / В.С. Нечаев, З.А. Магомедова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2013. – № Т1. – С. 155-157.
  7. Поникарова В.Н. Диагностика школьной адаптации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / В.Н. Поникарова, Т.В. Погорелова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 5-4. – С. 120-125.
  8. Федотова И.В. Современные подходы в процессе адаптивного воспитания детей с хроническими заболеваниями опорно- двигательного аппарата / И.В. Федотова, И.С. Таможникова // Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения» ВГАФК». – 2017. – С. 236-241.
  9. Фомина Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 10. – С. 62-65.
  10. Чепурышкин И.К вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен / И. Чепурышкин // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Ч. IV. – Новосибирск: СибАК, 2010.
  11. Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком/ Л.М. Шипицына. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. – С. 352.
  12. Ширшина Н.В. Программа персонифицированного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Ширшина, И.С. Таможникова, И.В. Федотова // Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Современные проблемы физического воспитания подрастающего поколения: перспективы и пути решения» ВГАФК», 2017. – С. 227-231.