Шахматный спорт в инклюзивном образовании России: проблемы и перспективы

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук А.С. Махов1
Доктор педагогических наук, профессор А.И. Сесёлкин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
1Российский  государственный социальный университет, Москва

Сделана попытка применить концептуальный системный подход  к раскрытию интеллектуального потенциала шахмат как целостного комплекса взаимосвязанных элементов в шахматном образовании, спорте, рекреации и выработать принцип его использования в процессе социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе произведен контент-анализ проблем и перспектив развития инклюзивного спорта в России, отмечена возможность имплементации лиц с ограниченными возможностями здоровья в ракурсе доступности получения образования. Сформулирована концепция синергии шахматного обучения, спорта и рекреации, имеющая системный эффект. Обобщен практический опыт исследователей Российского государственного социального университета по применению концепции в качестве инновационного многофакторного инструментария в комплексной системе реабилитации и повышения качества жизни целевого контингента. Оценены перспективы структурной оптимизации федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии инклюзивного шахматного образования и спорта на базе развитой многоуровневой обучающей среды университета, а именно: шахматного обучения, соревновательной и рекреативной деятельности, способных раскрыть интеллектуальный потенциал шахмат в качестве средства и технологического механизма реализации принципа равных возможностей. Подчеркнута необходимость формирования межведомственного  социального партнерства государственных и общественных структур по созданию реабилитационного пространства в целях актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала целевого контингента.

Ключевые слова: спорт, инклюзивное шахматное обучение, синергия, образование, студенты, электронная среда, здоровьесберегающие технологии, реабилитация, социализация, имплементация.

Литература

  1. Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по формированию модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56-58.
  2. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 38-41. 
  3. Михайлова И.В. Шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры / И.В. Михайлова, А.С. Махов, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 56-58.
  4. Сафиулин Э.М. Анализ факторов,  препятствующих развитию мастерства и численности шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной спортивной подготовки / Э.М. Сафиулин, А.С. Махов, И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4 – С. 33-35.