Особенности формирования стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Алмазова1
Кандидат психологических наук, доцент О.Е. Ельникова1
Кандидат психологических наук, доцент И.Г. Колосова1
1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявить и представить характеристику особенностей формирования стрессоустойчивости в составе мотивационной готовности педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». В качестве респондентов выступали студенты 1–3-го годов обучения; направления подготовки 49.03.01 Физическая культура; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности; Физическая культура и безопасность жизнедеятельности, Технология. Соответственно эти респонденты обучаются в группах С-11, СБ-31, СБТ-11 Института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ЕГУ им. И.А. Бунина.
Диагностика была проведена с использованием методики Щербатых Ю.В.; Бостонского теста на стрессоустойчивость; теста С. Коухена и Г. Виллиансона; теста 5PFQ (адаптация Хейджиро Тсуйи, в переводе А.Б. Хромова); методики «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева), методики К. Замфир (в модификации А. Реана).
Результаты исследования и выводы. Результаты изучения ценностных ориентаций не позволили четко разделить наиболее предпочтительные ценности внутри контрольной и экспериментальной групп. Полученные результаты дали возможность разработать рекомендации по программе формирования стрессоустойчивости у будущих педагогов-спортсменов, опираясь также на значимые характеристики профессиональной деятельности и копинг-стратегии, которые могут быть использованы при ее реализации.

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, стрессоустойчивость, мотивационная готовность, педагоги-спортсмены, профессиональная деятельность, обучающиеся.

Литература

  1. Алмазова И.Г. Стрессоустойчивость как компонент мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности / И.Г. Алмазова, О.Е. Ельникова, И.Г. Колосова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 110-112.
  2. Беляев Р.В. Мотивационная готовность к службе в войсках как компонент профессиональной готовности будущих офицеров / Р.В. Беляев, М.В. Петровская, А.В. Машина // Инновационный вестник Регион. – 2014. – № 1. – С. 90-93.
  3. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1976. – 175с.
  4. Жемерикина Ю.И. Мотивационная и эмоциональная готовность, как составляющие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / Ю.И. Жемерикина, В.Ф. Шнайдер // Матрица научного познания. – 2021. – № 11-1. – С. 286-293.
  5. Захарова Е.А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков / Е.А. Захарова, Ю.М. Ежова // Медицинский альманах. – 2018. – № 1 (52). – С. 14-18.
  6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Р. Лазарус. – Москва, 2006. – 167 с.
  7. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1999. – 142 с.
  8. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие / О.И. Мотков. – Москва, 1993. – 134 с.
  9. Пунько Н.Ю. Специфика формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент / Н.Ю. Пунько // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 7. – С. 320-325.
  10. Самвелян Ф.Г. Анализ подходов к определению сущности понятия «стрессоустойчивость» в психологии / Ф.Г. Самвелян // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 84. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-opredeleniyu-suschno... (дата обращения: 04.02.2023).
  11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 256 с.
  12. Lazarus R.S., Folkman S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 456 p.
  13. Nakano K. Copying strategies and psychological symptoms in Japanese samples. Journal of Clinical Psychology. 1991. 47. pp. 57-63.
  14. Rexrode K.R., Petersen S, O'Toole S. (2008). The ways of coping scale: A reliability generalization study. Educational and Psychological Measurement. 68. p. 262.