Роль Специальной Олимпиады в подготовке кадров для реабилитации лиц с особенностями интеллектуального развития

ˑ: 

Лебедев Е.В.1
Кандидат педагогических наук, доцент Парфенова Л.А.2
1Общероссийская общественная благотворительная организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», Москва
2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – обосновать и оценить роль дополнительного образования в развитии и совершенствовании сферы реабилитации лиц с ментальными особенностями.
Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился опрос специалистов, проходивших обучение на курсах повышения квалификации по программе «Организация и реализация спортивных социальных программ Специальной Олимпиады» в Поволжском ГУФКСиТ. Общее количество респондентов (численность обученных в течение первого года (январь – июнь 2022 года, четыре потока) составило 815 человек из 49 регионов России.
Результаты исследования и выводы. Авторами отмечается, что разработанная программа позволила подготовить 815 специалистов, которые прошли итоговую аттестацию и продемонстрировали свою компетентность в данной области. В качестве положительного результата реализации образовательной программы авторами приводятся в пример открытие новых региональных отделений Специальной Олимпиады в нескольких субъектах РФ. Кроме того, 40 слушателей проявили интерес к профессии специалиста по АФК и прошли профессиональную переподготовку в Институте дополнительного образования Поволжского университета спорта. Еще одним социальным эффектом осуществления образовательного замысла Специальной Олимпиады России предполагается увеличение количества участников ее движения, которое будет отслеживаться и анализироваться ежегодно по данным статистических отчетов РО. Таким образом, курсы повышения квалификации стали действенным способом подготовки кадров в сфере АФК и адаптивного спорта в целом и в Специальной Олимпиаде в частности.

Ключевые слова: Специальная Олимпиада России (СОР), лица с интеллектуальными нарушениями, специалисты, образовательная программа.

Литература

  1. Глазкова Г. Б. Методические особенности организации физкультурно-­спортивной деятельности детей с нарушениями интеллекта / Г. Б. Глазкова, Л. А. Парфенова, Н. Г. Ефремова и др. // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 4 (80). – С. 130–134.
  2. Парфенова Л. А. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта на основе программы «Молодые атлеты» / Л. А. Парфенова, А. Р. Ахмеров, С. М. Хасанова // Теория и практика физической культуры – 2021. – № 2. – С. 64.
  3. Парфенова Л. А. Инклюзивные технологии физкультурно-­спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л. А. Парфенова, Е. А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
  4. Парфенова Л. А. Концепция образовательной стратегии Специальной Олимпиады России / Л. А. Парфенова, Е. В. Лебедев, Н. А. Цухлов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 85.
  5. Парфенова Л. А. Формы и методы инклюзивного физического воспитания / Л. А. Парфенова, Патриция К. К.Б., А. Д. Шаймиева // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 68.