Проблемные аспекты дистанционного преподавания специальных спортивных дисциплин в вузе в условиях ограничения жизнедеятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Губа2
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Булыкина2
1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Система высшего образования в Российской Федерации столкнулась с новыми сложностями, обусловленными распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Цель исследования. Для оптимизации образовательного процесса в дистанционной форме и преподавания спортивных дисциплин предпринята попытка изучения основных проблем и трудностей, возникающих в процессе образования, и определения путей выхода из сложившейся ситуации.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с марта 2020 по октябрь 2020 г. на базах вузов физической культуры и спорта: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) и ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В качестве основного метода исследования применялся социологический опрос в виде анкетирования, которое осуществлялось при помощи рассылки анкет через электронную почту. Вопросы в анкете посвящены исследованию проблем, которые существуют в процессе преподавания спортивных дисциплин в дистанционной форме. В опросе приняли участие педагоги с различным стажем и квалификацией, а также студенты, обучающиеся на кафедрах, связанных со спортивными играми.
Результаты исследования и выводы. Результаты социологического опроса показали, что для педагогов основными проблемами дистанционного преподавания специальных спортивных дисциплин в вузах физкультурного профиля в условиях пандемии являются: отсутствие полноценного использования спортивных объектов для проведения спортивных занятий; неумение у ряда возрастных педагогов осуществлять коммуникации со студентом посредством компьютерных технологий; слабая разработка компетенций по методике преподавания спортивных дисциплин (средств, методов, этапов обучения, форм организации, планирования годичного цикла и тренировочной нагрузки); отсутствие групповых занятий и возможностей для исправления ошибок при выполнении двигательных заданий. Для студентов основными проблемами дистанционного освоения специальных спортивных дисциплин в вузах физкультурного профиля в условиях пандемии являются: эффективное овладение материалом, преподаваемого педагогом в дистанционной форме, особенно в группе опытных специалистов, которым достаточно сложно овладеть новыми компьютерными технологиями; отсутствие возможностей работать в группе (за исключением Zoom и Discord) и демонстрировать лидерские способности, а также компетентность в коллективе в процессе овладения спортивными дисциплинами; отсутствие столь необходимой коммуникации с педагогом (особенно по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта») в процессе исправления ошибок при выполнении основных двигательных действий.

Ключевые слова: пандемия, спортивные вузы, дистанционное обучение, специальные спортивные дисциплины, формирование компетенций.

Литература

  1. Губа В.П. Программирование физической подготовки футболистов в режиме самоизоляции / В.П. Губа, А.В. Антипов, Э.Н.  Безуглов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 4. – С. 5-7.
  2. Губа В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Белютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 72-75.
  3. Кулишенко И.В. Особенности программно-нормативного обес­печения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля / И.В. Кулишенко, А.В. Антипов, А.В. Родин // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 6. – С. 56-60.
  4. Минаев А.И. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии / А.И. Минаев, О.Н. Исаева, Е.А. Кирьянова и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 1.
  5. Родин А.В. Совершенствование образовательного процесса бакалавров по спортивным играм вузов физкультурного профиля / А.В. Родин // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. ст. по матер. IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 томах. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. – 2018. – С.  90-95.
  6. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7. – С. 414-422.