Проблемные аспекты дистанционного преподавания специальных спортивных дисциплин в вузе в условиях ограничения жизнедеятельности

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Губа2
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Булыкина2
1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Система высшего образования в Российской Федерации столкнулась с новыми сложностями, обусловленными распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Цель исследования. Для оптимизации образовательного процесса в дистанционной форме и преподавания спортивных дисциплин предпринята попытка изучения основных проблем и трудностей, возникающих в процессе образования, и определения путей выхода из сложившейся ситуации.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с марта 2020 по октябрь 2020 г. на базах вузов физической культуры и спорта: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) и ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В качестве основного метода исследования применялся социологический опрос в виде анкетирования, которое осуществлялось при помощи рассылки анкет через электронную почту. Вопросы в анкете посвящены исследованию проблем, которые существуют в процессе преподавания спортивных дисциплин в дистанционной форме. В опросе приняли участие педагоги с различным стажем и квалификацией, а также студенты, обучающиеся на кафедрах, связанных со спортивными играми.
Результаты исследования и выводы. Результаты социологического опроса показали, что для педагогов основными проблемами дистанционного преподавания специальных спортивных дисциплин в вузах физкультурного профиля в условиях пандемии являются: отсутствие полноценного использования спортивных объектов для проведения спортивных занятий; неумение у ряда возрастных педагогов осуществлять коммуникации со студентом посредством компьютерных технологий; слабая разработка компетенций по методике преподавания спортивных дисциплин (средств, методов, этапов обучения, форм организации, планирования годичного цикла и тренировочной нагрузки); отсутствие групповых занятий и возможностей для исправления ошибок при выполнении двигательных заданий. Для студентов основными проблемами дистанционного освоения специальных спортивных дисциплин в вузах физкультурного профиля в условиях пандемии являются: эффективное овладение материалом, преподаваемого педагогом в дистанционной форме, особенно в группе опытных специалистов, которым достаточно сложно овладеть новыми компьютерными технологиями; отсутствие возможностей работать в группе (за исключением Zoom и Discord) и демонстрировать лидерские способности, а также компетентность в коллективе в процессе овладения спортивными дисциплинами; отсутствие столь необходимой коммуникации с педагогом (особенно по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта») в процессе исправления ошибок при выполнении основных двигательных действий.

Ключевые слова: пандемия, спортивные вузы, дистанционное обучение, специальные спортивные дисциплины, формирование компетенций.

Литература

  1. Губа В.П. Программирование физической подготовки футболистов в режиме самоизоляции / В.П. Губа, А.В. Антипов, Э.Н.  Безуглов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 4. – С. 5-7.
  2. Губа В.П. Коронавирус как новая реальность спортивного дискурса / В.П. Губа, Р.В. Белютин, Е.Е. Ачкасов // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 72-75.
  3. Кулишенко И.В. Особенности программно-нормативного обес­печения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля / И.В. Кулишенко, А.В. Антипов, А.В. Родин // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 6. – С. 56-60.
  4. Минаев А.И. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии / А.И. Минаев, О.Н. Исаева, Е.А. Кирьянова и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 1.
  5. Родин А.В. Совершенствование образовательного процесса бакалавров по спортивным играм вузов физкультурного профиля / А.В. Родин // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. ст. по матер. IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 томах. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. – 2018. – С.  90-95.
  6. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7. – С. 414-422.