Мотивационно-ценностные траектории участников олимпиады по физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Е.А. Симонова1
Кандидат педагогических наук М.В. Базилевич1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

С целью изучения и проекции мотивационно-ценностных траекторий на здоровый образ жизни было проведено анкетирование в 2016/2017 учебном году среди учащихся 9-11-х классов – участников олимпиады по физической культуре. Одна из задач олимпиады – формирование положительного отношения и стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями как составляющим здорового образа жизни. В ходе исследования установлено, что большинство школьников считали, что у них отличное здоровье. Физкультурно-спортивная активность и потребности соответствовали уровню ниже среднего, а мотивы посещения занятий – среднему. Большинство юношей испытывали потребность в занятиях плаванием, а девушек – в занятиях утренней гимнастикой, а ведущим мотивом к занятиям являлось «желание укрепить свое здоровье». Результаты изучения гражданско-патриотического поведения и отношения школьников к ВФСК «Готов к труду и обороне» показали, что школьники считают себя патриотами, а на формирование их патриотических чувств в большей степени влияют родители. В приоритетах жизненных ценностей молодые люди выбирали здоровье. Важно актуализировать значение двигательной активности для школьников как одного из компонентов осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: физическая культура, отношение к здоровью, ценности, здоровый образ жизни, ВФСК «Готов к труду и обороне», патриотизм.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с.
  2. Загвязинский В.И. Возможно ли в России здоровьеформирующее образование? / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2015. –  № 11.–  С. 94-96.
  3. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании физкультурных компетенций у студентов / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 12. – С. 38-40.
  4. Шатохин А.Г. Особенности мотивации к физкультурно-спортивной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования / Н.С. Бутыч // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 78.