Конверсия наукоёмких спортивных технологий как механизм модернизации систем спортивной тренировки

Кандидат педагогических наук С.В. Мухаев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семёнов2
1Баскетбольный клуб «Енисей», Красноярск
2Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Цель исследования – концептуальное обоснование разных способов конверсии наукоёмких спортивных технологий в соответствии с особенностями различных уровней осуществления спортивной деятельности.
Результаты исследования и выводы. В статье обоснованы три способа конверсии наукоёмких спортивных технологий с целью модернизации существующих систем спортивной тренировки. Каждый способ имеет свой масштаб решаемых задач, определённый особенностями уровней осуществления спортивной деятельности. При осуществлении конверсии первым способом в обогащаемой тренировочной системе «устаревшая» процессуальная часть заменяется более эффективной процессуальной частью из внедряемой технологии.
При втором способе конверсии производится приспособительное изменение наиболее подходящей под цель и задачи конверсии общей схемы тренировочного процесса и различных структурно-функциональных компонентов из двух систем, после чего формируется единая тренировочная система. Помимо использования в модернизации тренировочных систем, разработка второго способа открывает перспективу реализации принципа модульности при конструировании спортивных технологий.
При третьем способе из принципов, лежащих в основе функционирования анализируемых тренировочных систем, с использованием системных законов адаптации, законов переноса тренированности и законов суперкомпенсации формируется система принципов, на основе которой конструируется тренировочная технология.

Ключевые слова: модернизация тренировочных систем, способы конверсии, принцип модульности.

Литература

  1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.
  2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, 2019 – 184 с., ил.
  3. Вовк С.И. Диалектика непрерывности и дискретности в процессе подготовки квалифицированных спортсменов: дис. … докт. пед. наук / С.И. Вовк. – М., 2008. – 268 с., 3 ил.
  4. Лубышева Л.И. Современная теория физической культуры: от предмета к новой методологии спортивной науки / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 1. – С. 93.
  5. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  6. Мухаев С.В. Особенности структуры, методики и содержания подготовки баскетболисток молодёжных команд профессиональных клубов на основе трёхлетнего тренировочного цикла / С.В. Мухаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 1. – С. 94-101.
  7. Мухаев С.В. Особенности конверсии передовых технологий в спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и спортизированное физическое воспитание / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 66-68.
  8. Мухаев С.В. Теоретико-методологическое основание внедрения и адаптации передовых спортивных технологий в новую среду их функционирования / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 1. – С. 73-76.
  9. Сахарова М.В. Концептуальные положения и технология проектирования спортивных макроциклов в игровых видах спорта: (многолетний аспект): дис. ... докт. пед. наук / М.В. Сахарова. – М., 2005. – 430 с.