Воспитательный потенциал спортивной среды вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей
Тюменский государственный университет, Тюмень

Описаны современные проблемы физического и патриотического воспитания студенческой молодежи. Показано, что воспитательный потенциал спортивной среды вуза – это интегративное явление, определяющееся спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности студента средствами массового спорта.  Опираясь на идеи экологической психологии и личностно-деятельностный подход, автором приведены методологические основания и проектные линии построения интегративно-динамической спортивной среды вуза.  Результаты опытной работы показали, что спортивная среда расширяет диапазон социальных контактов, стимулирует спортивную активность, формирует коммуникативные способности и ценностные ориентации студенческой молодежи, а степень включенности в спортивную деятельность влияет на физические кондиции и личностные качества молодых людей, что чрезвычайно важно для их личностного и профессионального роста. Воспитательный потенциал локальной спортивной среды вуза обусловлен содержанием ее пространственно-предметного компонента, социальными отношениями в ней и технологиями, ориентированными на удовлетворение спектра двигательных потребностей студентов.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, спортивная среда вуза, двигательные потребности студентов, условия и возможности.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С.19-22.
  2. Загревская А.И. Кинезиологический подход как метанаучная основа физкультурно-спортивного образования студентов / А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 104.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – С. 173.
  4. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  5. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7-11.
  6. Манжелей И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей //Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12.– С. 16-18.
  7. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер. с англ. под. общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 192-208, 325-330.
  8. Столяров В.И. Теоретическая концепция спорта на основе диалектической методологии (к дискуссии о современном спорте) / В.И.Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 5. – С. 5-9.
  9. Хромин Е.В. Инновационное управление как основа развития школьного, детско-юношеского и массового спорта на муниципальном уровне / Е.В. Хромин, Е.А. Короткова, А.В. Колычев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 6-9.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. –  М., 2001. – 365 с.