Анализ факторов, препятствующих развитию мастерства и численности шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной спортивной подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

Соискатель Э.М. Сафиулин
Доктор педагогических наук, профессор А.С. Махов
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова
Российский государственный социальный университет, Москва

В статье приведены результаты исследования основных проблем и трудностей шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) на этапе начальной спортивной подготовки. Основные проблемы, связанные с организацией спортивной подготовки шахматистов с ПОДА обусловлены рядом объективных и субъективных причин, а именно: отсутствием условий доступности к объектам спортивной инфраструктуры и транспортировки лиц с ПОДА, желающих заниматься шахматами; дефицитом тренеров по шахматам, способных организовать учебно-тренировочный процесс с учетом нозологии. Существует дефицит специальной научно-методической литературы, не разработаны в полном объеме рекомендации. Экспериментально не структурированы средства и методы развития спортивного мастерства шахматистов с ПОДА на этапе начальной спортивной подготовки, играющей в итоге ведущую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Для более эффективного развития шахмат среди инвалидов с ПОДА, привлечения как можно большего количества индивидов к первым занятиям по шахматам, усиления начальной спортивной подготовки шахматистов с ПОДА на данном этапе социально-экономического развития общества необходимо: а) чётко и целенаправленно пропагандировать в СМИ информацию о развитии и пользе адаптивных шахмат; б) создавать и совершенствовать научно обоснованную систему подготовки тренеров и спортсменов в данном виде спорта; в) внедрять в процесс начальной подготовки шахматистов с ПОДА дистанционные тренировки с использованием мировых глобализованных шахматных интернет-порталов.

Ключевые слова: проблемы развития, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, шахматы, дистанционное обучение.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 с.
  2. Михайлова И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 5. – С. 70–73.
  3. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 38–41.
  4. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 132–140.