Организация здоровьеформирующей системы в общеобразовательных школах

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Касмалиева
Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Бишкек, Кыргызская Республика

Цель исследования – разработать и обосновать теоретические и прикладные аспекты создания здоровьеформирующей образовательной системы на основе реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения.
Методика и организация исследования. Использованы методы обобщения, систематизации, методы анализа нормативных документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта общеобразовательных школ для конкретизации основных целей и задач здоровьеформирующей педагогической системы и разработки содержания ее основных элементов для полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся.
Результаты исследования и выводы. Разработана модель здоровьеформирующей системы, которая основана на применении здоровьесберегающих образовательных и оздоровительных технологий и направлена на освоение комплекса знаний о здоровье, построение индивидуальной стратегии формирования и сохранение здоровья школьников. Выявлено, что основными элементами здоровьеформирующей педагогической системы являются организационно-педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; лечебно-оздоровительные технологии; психолого-педагогические технологии; социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Результатами реализации данной модели является формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, устойчивого интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности, физическое, психическое и социальное здоровье школьника, а также содействует полноценной реализации педагогического и оздоровительного потенциала образовательного учреждения по формированию здоровья, своевременной социализации и профилактики девиантного поведения учащихся.

Ключевые слова: здоровье, технологии, компетентность, мотивация, педагогический потенциал, образовательная система, школьники.

Литература

  1. Анаркулов Х.Ф. Учет анатомо- физиологических и гендерных особенностей школьников 11-12 лет при занятиях физической культурой / Х.Ф. Анаркулов, С.Н. Аскапов // Материалы Международной научно- практической конференции «Место, роль и перспективы Международных университетов в эпоху глобализации». Вестник Международного университета Ала- Тоо. – Бишкек. – 2017. – № 1. – С. 317-325.
  2. Ахаева Н.В. Научно- педагогическое основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства: автореф. на соиск. уч. ст. док. пед. наук. 13.00.01 / Н.В. Ахаева. – Бишкек, 2016. – 42 с.
  3. Бузурманкулова Ж.А. Формирование здоровьесбергающей среды в системе современного образования / Ж.А. Бузурманкулова // Материалы IV Международной научно- практической конференции. «Педагогический опыт: теория, методика, практика». – Чебоксары, 2015. – С.249-251.
  4. Горшенина С.Н. Педагогические условия формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С.Н. Горшенина, Н.А. Маринкина, А.Р. Мамаев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 12-14.
  5. Дюшеева Н.К. Результаты обучения: сущность, содержание и методика описания / Н.К. Дюшеева // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 2. – С. 39-46.
  6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал ФК и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 24-26.
  7. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие / И.В. Манжелей. – Тюмень, Изд- во: Тюменского государственного университет, 2010. –144 с.
  8. Матвеев А.П. К формированию основ теории образования школьников в области физической культуры / А.П. Матвеев // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 23-33.
  9. Токтогулов С.Т. Научно- педагогические основы оптимизации учебной нагрузки школьников в общеобразовательных школах КР.: автореф. дис. … док. пед. наук. – Бишкек, 2010. – 40 с.