Педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза

ˑ: 

И.А. Федотов
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – выявить и обосновать педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось с 2021 г. по 2023 г. в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», в котором приняли участие 107 студентов выпускных курсов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Педагогический дизайн внеучебной физкультурно-спортивной образовательной среды университета рассматривался как универсальная модель, обеспечивающая формирование комплексного результата учебно-воспитательной работы со студентами военно-прикладной направленности. В процессе внеурочной деятельности применялись: широкий арсенал физических упражнений, элементы военно-прикладной и спортивной подготовки, психологические тренинги.
Результаты исследования и выводы. Показано, что педагогический потенциал внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вуза можно успешно использовать в повышении эффективности военно-прикладной физической подготовки студентов. Представленные структурные компоненты и смысловые ориентиры вне­учебной физкультурно-спортивных деятельности студентов способствовали формированию двигательного компонента физической культуры личности, расширению коммуникативной сферы и психологической устойчивости в нестандартных ситуациях, обеспечивая эффективную комплексную готовность к военной службе.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студенты, образовательная среда.

Литература

  1. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. – Москва; Берлин: Директ- Медиа, 2019. – 201 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426946 (дата обращения: 03.04.2023).
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля: [12+] / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва: Спорт, 2021. – 520 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=695538 (дата обращения: 03.04.2023).
  3. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – Москва: Советский спорт, 2004. – 463 с.
  4. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт – пространство, формирующее самореализацию личности (монография) / С.И. Филимонова. – Москва: Теория и практика физической культуры, 2004. – 316 с.
  5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – Москва: Академия, 2000. – 480 с.