Специализированная физическая подготовка будущих горных инженеров-спасателей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1
Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко1
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Костромин1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов специализированной физической подготовки студентов, обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках программы обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс специализированной физической подготовки для формирования профессионально важных качеств горных инженеров-спасателей проводилась на базе Санкт-Петербургского горного университета в период с 2017 по 2023 годы. Контроль за уровнем физической подготовленности обучающихся осуществлялся с помощью нормативов учебной программы для вузов и нормативов по оценке уровня физической подготовленности лиц, поступающих на службу в военизированные горноспасательные части (ВГСЧ).
Результаты исследования и выводы. Выявлена связь между внедренными в образовательный процесс элементами специализированной физической подготовки и формированием профессионально важных качеств будущих горных инженеров-спасателей. Анализ данных показал устойчивую динамику роста результатов по всем параметрам, что позволяет судить о целесообразности использования специализированной физической подготовки в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» для подготовки обучающихся по профилю «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

Ключевые слова: горноспасатель, специализированная физическая подготовка, обучающиеся, профессиональные качества, ВГСЧ, ВГСО.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 28-30.
  2. Дубровская Ю.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России) / Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 4. – С. 174-181.
  3. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С. 11-13.
  4. Кадыров Р.М. Новые подходы определения нормативов для самооценки физической подготовленности студентов на основе свободы выбора / Р.М. Кадыров, Д.С. Савельев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 52-54.
  5. Панченко И.А. Комплекс ГТО как фактор повышения управления физической подготовкой студентов / И.А. Панченко, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 5. – С. 23-25.
  6. Пономарев, Г.Н. Физическая культура в высшем образовании – важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 3. – С. 12-14. – EDN PPTVEZ.
  7. Приказ МЧС России № 912 от 09.12.2020 «О Порядке организации и проведения систематической профессиональной подготовки респираторщиков и командиров ФГУП «ВГСЧ» к выполнению горноспасательных работ». – Режим доступа: https://vgsch.organizations.mchs.gov.ru/dokumenty/5107.
  8. Савельев Д.С. Императива стандартизации физической культуры студентов / Д.С. Савельев, В.И. Григорьев, М.М. Громов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С. 20-22.