Построение системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Перевощикова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Стафеева1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Фролова1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Чепурнова1
Е.Ю. Елизарова1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование построения системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов (далее СНО).
Методика и организация исследования. Теоретико-методологическую основу создания системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов составляют системный, деятельностный, компетентностный, критериальный и уровневый подходы, позволяющие определить, раскрыть сущность и описать следующие ключевые компоненты такой системы: цели, объекты оценки, оценочные средства, процедуры оценивания и уровни достижения.
Результаты исследования и выводы. На основе выделенных подходов обоснована необходимость рассмотрения трех видов деятельности обучаемых: учебная, практико-ориентированная, профессионально-ориентированная, результаты выполнения которых позволяют описать их составляющие в виде измеряемых действий и оценить степень достижения результатов. Выявлены трудности, связанные с оценкой компетенций, и обоснован переход к использованию понятия образовательный результат. В статье представлен авторский подход к описанию понятий: образовательный результат, инвариантная форма представления оценочного средства и уровни достижения образовательного результата.

Ключевые слова: система независимой оценки, будущий педагог, образовательный результат, оценочные средства, уровни достижения.

Литература

  1. Бершадская М.Д. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования / М.Д. Бершадская, А.В. Серова, А.Ю. Чепуренко, Е.А. Зима // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 2. – С. 38-50.
  2. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Вопросы образования. – 2005. – № 1. – С. 5–10.
  3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р. Москва. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207010040?index=0&r...(дата обращения: 06.01.2023).
  4. Кузьминский А.Е. Отношение преподавателей к компетентностному подходу / А.Е. Кузьминский // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 1. – С. 208–217.
  5. Методические рекомендации по созданию оценочных средств по группам образовательных результатов. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. – 80 с.
  6. Папуткова Г.А. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки / Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 11 (116). – С. 174–176.
  7. Перевощикова Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. – 2022. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1325 (дата обращения: 06.01.2023).
  8. Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 6. URL https://www.minin- vestnik.ru/jour/article/view/1254/844 (дата обращения: 06.01.2023).
  9. Профессиональный стандарт 01.001 – Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 20.10 2022).
  10. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – Москва, 1941. – 274 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2/1 (дата обращения 20.10. 2022).
  12. Шитякова Н.П. Определение образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы как условие объективной оценки качества образования / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2018. – Т. 10. – № 3. – С. 15–23.