Понятие «игровая выносливость» в структуре подготовки высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Парамзин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев2
Кандидат биологических наук С.В. Разновская3
Кандидат педагогических наук, профессор Н.Н. Северин4
1Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар
2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов
3Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
4Белгородский юридический институт МВД РФ имени И.Д. Путилина, Белгород

Цель исследования – аналитическое обоснование и конкретизация понятия «игровая выносливость» в структуре подготовки высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта.
Методика и организация исследования. Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение; логическая обработка информации; системный анализ; моделирование и прогнозирование; педагогическое наблюдение; цифровая визуализация; хронометрирование и пульсометрия.
Результаты исследования и выводы. На основе анализа сущности двигательных способностей, моделирования вероятностных действий атлетов, предполагающих комплексное и эмерджентное задействование разнородных моторных, когнитивных, тактических и смешанных элементов, смоделирована и представлена концептуальная структура интегративного содержания игровой выносливости спортсмена. Основным компонентом является игровое мышление высококвалифицированного игровика, которое проявляется в общей, скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой, координационно-двигательной выносливости во время игры. Интегративная игровая выносливость является производной от специальной выносливости спортсмена в совокупности с его умением «читать» (игровое мышление) и предвидеть ситуацию (антиципация).
Под «игровой выносливостью» целесообразно понимать способность спортсмена эффективно длительно выполнять специальные ситуационные двигательные действия на протяженности всей игры на фоне воздействия психогенного и эмоциогенного, сбивающих факторов без снижения их результативности, преодолевая развивающееся утомление, что является одной из задач тренировочного процесса в игровых видах спорта.

Ключевые слова: спортивные игры, двигательные способности, физические качества, интегративная игровая выносливость, структура подготовки.

Литература

  1. Лубышева Л.И. Спортивная наука в фокусе проблем VIII Международного научного конгресса «Спорт, Человек, Здоровье» / Л.И. Лубышева, Е.А. Лубышев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 48.
  2. Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 93.
  3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – Москва: Терра- Спорт, 2000. – 192 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин- тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. – Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  5. Пугачев И.Ю. Научные представления о профессиональной и физической работоспособности специалиста / И.Ю. Пугачев // Kant. – 2022. – № 3 (44). – С. 4-15.
  6. Пугачев И.Ю. Упреждающая адаптация и перекрестная сенсибилизация в онтогенезе человека в физкультурно- образовательном пространстве / И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин, С.В. Разновская и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22. – № S2. – С. 124–130.
  7. Пушкарев В.П. Оценка генетической перспективности спортсменов в игровых видах спорта / В.П. Пушкарев, Л.В. Рахманина, Е.В. Лекомцев и др. // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 1. – С. 36–39.
  8. Яцык В.З. Построение тренировочного процесса гандболистов высокой квалификации в условиях длительного соревновательного периода: дис. … канд. пед. наук / В.З. Яцык. – Москва, 1988. – 183 с.