Педагогический контроль и методы коррекции постуральных нарушений у детей 13-14 лет

ˑ: 

Кандидат биологических наук Д.В. Федулова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – выявление постуральных нарушений у детей в возрасте 13-14 лет, имеющих нарушение интеллекта (лица с интеллектуальными нарушениями ЛИН) и здоровых школьников.
Методика и организация исследования. Обследованы 60 детей 2008-2009 г.р. из общеобразовательных учебных заведений (30 чел. из коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта и 30 чел. из массовой школы) на предмет выявления постуральных нарушений и асимметричного развития опорно-двигательного аппарата. Диагностика проводилась с помощью разработанного протокола исследования, который включал в себя анализ положений основного постурального осмотра в сагиттальной и фронтальной плоскости и оценку функционального состояния организма.
Результаты исследования и выводы. Наиболее часто встречающимися нарушениями постурального осмотра были: асимметричное положение плечевого пояса (60% случаев у здоровых школьников и 90% у ЛИН); треугольников талии (40% случаев у здоровых школьников и 77% у ЛИН); вальгусная деформация стоп (37% случаев у здоровых школьников и 87% у ЛИН). Функциональное состояние оценивалось в фиксированном положении после выполнения различных движений руками. Асимметрия мышц выявлена в 20% случаях у здоровых школьников и в 43% у ЛИН. По результатам диагностики определены направленность коррекционной работы и практические рекомендации по физическим упражнениям.

Ключевые слова: постуральный контроль, физическое развитие, нарушение осанки, мышечные асимметрии, умственная отсталость.

Литература

  1. Парийский Н.В. Биомеханика как основа учения об искривлениях человеческого тела / Н.В. Парийский. – Ростов-на-Дону: Государственное издательство, 1921. – 48 с.
  2. Фомина А.Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта / А.Н. Фомина // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8 (31). – С. 39-44.
  3. Balayi E., Sedaghati P., Ahmadabadi S. Effects of neuromuscular training on postural control of children with intellectual disability and developmental coordination disorders: Neuromuscular training and postural control. BMC Musculoskeletal Disorders. 2022. Vol. 23(1). p. 631.
  4. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2022. Vol. 35(1). pp. 280-294.
  5. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities. Journal of Intellectual Disability Research. 2021. Vol. 65. pp. 912-921.