Индикаторы оценки физического и социально-психологического здоровья студенческой молодежи

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Ю.А. Яковлева1
Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Кандидат исторических наук, доцент Е.С. Новикова1
В.В. Мысова2
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление индикаторов оценки физического и социально-психологического здоровья обучающихся вузов.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных целей и задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников и нормативных документов; общенаучные методы исследования; социологические методы сбора информации (анкетный опрос); статистические методы анализа полученных результатов; определение физического и психологического состояния студентов по результатам тестирования.
Эмпирическую базу исследования по теме составляют материалы социологического исследования, проведенного авторским коллективом в 2021 году на основе разработанных анкет и методик, в результате которого было опрошено боле 1700 обучающихся разных уровней.
Результаты исследования и выводы. В результате исследования предложены четыре группы индикаторов социального здоровья: 1) физические, 2) психологические, 3) социальные критерии, а также 4) фактор удовлетворенности образовательным процессом. Дифференцированная по различным показателям информация о физическом и социально-психологическом здоровье создает научную и практическую основу для эффективного валеолого-педагогического сопровождения процесса физического воспитания студентов в вузе.

Ключевые слова: физическое здоровье, социально-психологическое здоровье, социальное здоровье, модель социального здоровья.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 28-30.
  2. Вахнин Н.А. Cоциально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактора удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 43-45.
  3. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье / Л.В. Колпина // Синергия. – 2017. – № 2. – С. 73-81.
  4. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов / Г.И. Рогалева // Карельский научный журнал. – 2017. – № 4 (21). – С. 72-75.
  5. Сазонова Н.Н. Молодежь в сфере образования: психологическая и социокультурная саморегуляция изменяющейся реальности / Н.Н. Сазонова //  Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2019. – № 1. – С 643-645 .
  6. Ситникова И.В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов / И.В. Ситникова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 4. – С. 61-77.
  7. Филиппов Д.В. Проблемные аспекты повышения конкурентоспособности социальных комплексов вузов / Д.В. Филиппов // Вопросы экономики и управления. – 2019. – № 3 (56). – С. 135-140.