Мотивация преподавателей к участию в проектной деятельности по физической культуре в условиях вуза

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Я.А. Гончарук1
Кандидат социологических наук, доцент С.В. Гончарук1
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никулина1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – выявление мер и конкретных решений повышения мотивации преподавателей к технологии проектного управления в физкультурно-образовательном пространстве вуза, на основе данных социологического исследования.
Методика и организация исследования. Социологический опрос «Диагностика системы управления физкультурно-образовательным пространством вузов» охватил семь вузов Белгородской, Курской и Липецкой областей. Анкетирование затрагивало основные акторы физкультурно-образовательного пространства вуза (далее – ФОПВ) и их глубинное интервьюирование методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 300 преподавателей и научных сотрудников вуза, 140 работников администрации вуза. Выявлялись особенности отношения респондентов к использованию проектного подхода.
Результаты исследования и выводы. Технология проектного управления в развитии ФОПВ может вызывать значительный интерес со стороны преподавателей, при условии реализации ряда организационно-технологических мер, предложенных авторами. Все проекты должны быть взаимоувязаны между собой и образовывать «кольцо проектов», в то же время каждый проект должен быть ориентирован на решение какой-либо проблемы относительно конкретной диспозиции физкультурно-образовательного пространства вуза (ценности, потребности, уровень информированности и т.д.). Необходимо формирование системы обеспечения проектной деятельности, в которую входят: информационное обеспечение; формирование готовности к проектной деятельности; формирование навыков; система стимулирования. Должна быть создана система управления проектной деятельностью, которая будет базироваться на принципе взаимодействия административных структур и вузовской общественности через систему советов. Выявлены критерии оценки результативности проектной деятельности, применительно к различным группам: 1) студенческая молодежь; 2) преподаватели и научные сотрудники; 3) работники администрации вуза. При этом система оценки должна опираться на такие критерии, как уровень вовлеченности, масштаб, уровень удовлетворенности.

Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство вуза, технология проектного управления, мотивация, барьеры системы управления, системный подход.

Литература

  1. Бабинцев В.П. Роль проектного управления в развитии физкультурно-образовательного пространства вуза / В.П. Бабинцев, С.В. Гончарук, А.П. Пересыпкин, Я.А. Гончарук // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 59-60.
  2. Гончарук С.В. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе на основе проектного подхода / С.В. Гончарук, Я.А. Гончарук, Т.А. Миронова, Л.В. Жилина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 5. – С. 66-68.
  3. Гончарук Я.А. Теоретически-методологические основы проектного управления развитием физкультурно-образовательного пространства вуза / Я.А. Гончарук // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 10. – С. 36-39.