Мотивация достижения и преодоление стрессовых ситуаций студентами-спортсменами

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Белозерова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Брагина1
Кандидат психологических наук, доцент И.А. Николаева1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Цель исследования – оценить взаимосвязь мотивации достижения с личностными факторами, определяющими преодоление стресса, у студентов, имеющих массовые спортивные разряды.
Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 25 девушек и 32 юноши, студенты 1-го курса факультета физической культуры и спорта педагогического университета, имеющие массовые спортивные разряды. Мотивация достижения оценивалась с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана, регуляторно-личностные свойства определялись по опроснику стрессоустойчивости Ю.В. Щербатых и методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) Хобфолла С.
Результаты исследования и выводы. В группе спортсменок зафиксированы более высокие показатели стрессочувствительности по сравнению с юношами. Установлено, что у всех испытуемых, характеризующихся высоким уровнем мотивации достижения успеха, наблюдается одновременно и более высокий уровень стрессоустойчивости. В группе юношей выявлена связь мотивации достижения с предпочтением стратегии ассертивных действий. Связь мотивации достижения успеха и предпочтения стратегии осторожных действий и избегания стратегии импульсивных действий у спортсменок рассматриваются нами как проявление их стремления контролировать свои индивидуально-личностные особенности, снижающие стрессоустойчивость. В обеих группах спортсменов отмечено тормозящее влияние мотивации достижения успеха на частоту стратегии импульсивных действий.
Помощь в развитии у спортсменов эффективных копинг-стратегий, позволяющих контролировать стрессочувствительность и противостоять стрессу, создает дополнительные возможности для повышения их мотивации и спортивных достижений.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, стрессоустойчивость, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, студенты, спортсмены.

Литература

  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  2. Панкратова И.А. Влияние копинг-стратегий на мотивацию у спортсменов-профессионалов / И.А. Панкратова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 4 (https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN421.pdf).
  3. Повзун В.Д. Анализ уровня стрессоустойчивости студентов спортивных направлений университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 9. – С. 89-91.
  4. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
  5. Свилина О.А. Оценка влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на результативность их деятельности / О.А. Свилина // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 68–76.
  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.