Копинг-стратегии студентов-спортсменов с разным уровнем эмоционального выгорания

ˑ: 

Кандидат психологических наук Л.Г. Татьянина1
Кандидат философских наук, доцент Н.А. Вахнин1
Кандидат философских наук, доцент Н.Н. Сазонова1
Кандидат философских наук, доцент С.И. Сорокин1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания у студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования применялись: опросник «Эмоциональное выгорание» (автор В.В. Бойко); методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой), методика определения психофизического потенциала организма (авторы Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров). В исследовании приняли участие 92  студента 2-4 курсов вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 19 до 22 лет, активно участвующие в спортивных соревнованиях по плаванию и лыжным гонкам.
Результаты исследования и выводы. Определен высокий риск формирования симптомокоплекса эмоционального выгорания студентов-спортсменов. Выявлены взаимосвязи между используемыми копинг-стратегиями и уровнем эмоционального выгорания студентов. Полученные результаты исследования указывают на то, что механизмы копинг-стратегий и стрессоустойчивость личности взаимосвязаны и влияют на адаптационный потенциал личности. Использование в качестве механизма совладания со стрессовыми ситуациями проблемно-ориентированных копинг-стратегий является более эффективным, чем использование копинг-стратегий «эмоционально-ориентированных», «отвлечения» и «избегания», которые дают индивиду временное облегчение, но не направлены на устранение стрессовой ситуации.

Ключевые слова: копинг-стратегии, эмоциональное выгорание, стресс, стресс-факторы, стрессоустойчивость, модели поведения.

Литература

  1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 4. – С. 28-30.
  2. Вахнин Н.А. Социально-психологическая оценка спортивной деятельности как фактора удовлетворенности студентов обучением в вузе / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 43-45.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2010.
  4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: психодиагностика и профилактика. 2 изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Руденко Г.В. Методика определения психофизического потенциала организма / Г.В. Руденко. Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С. 8-10.