Факторы развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Стоцкая1
Аспирант Н.Т. Ульжекова2
Доктор биологических наук, доцент А.Н. Налобина2
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – выявить факторы развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан.
Методика и организация исследования. Для выявления факторов, препятствующих популяризации физкультурно-оздоровительных занятий среди детей с отклонением в состоянии здоровья было проведено анкетирование их родителей и опекунов. В опросе приняли участие 224 человека.
Результаты исследования и выводы. Факторами развития системы дополнительного физкультурно-спортивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан являются территориальная доступность и социальное партнерство. Территориальная доступность осуществляется за счет внедрениия интегрированного подхода при организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, при соблюдении соотношения контингента детей: не менее 60% детей с ООП, но с сохранным интеллектом, не более 30% детей с ментальными нарушениями, не менее 10% нормотипичных детей. Финансовое обеспечение организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий позволяет детям с ООП бесплатно их посещать и реализуется за счет социального партнерства, грантов и частных пожертвований.

Ключевые слова: система дополнительного физкультурно-спортивного образования, дети с особыми образовательными потребностями, территориальная доступность, финансовое обеспечение.

Литература

  1. Семенова Ю.В. Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов / Ю.В. Семенова, А.Н. Налобина // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 119-124.
  2. Особенности периферической гемодинамики юных спортсменов с детским церебральным параличом в зависимости от характера мышечной деятельности / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая, И.Г. Таламова, А.О. Стоцкий // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18. – № 2. – С. 109-118. – DOI 10.14529/hsm180210.
  3. Тимошина И.Н. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 3 (32). – С. 110-113.
  4. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования. Методические рекомендации. «Шанырак-Медиа». – Астана. – 2018. – 90 с.