Нетворкинг как инструмент карьерного самоопределения будущих педагогов сферы физической культуры и спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Резанович1
Доктор педагогических наук Е.А. Черепов2
1Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
2Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

Цель исследования – проведение теоретического анализа и проверка эффективности неворкинга для карьерного самоопределения будущих педагогов сферы физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. Эксперимент проходил на базе двух вузов Воронежа и Челябинска, в нем приняло участие 194 студента 3-4 курсов. На протяжении двух лет в каждое мероприятие включался нетворкинг различных модификаций. Диагностическими средствами были выбраны: «Методика измерения карьерного самоопределения» (А.Н. Демин, А.Б. Седых, Б.Р. Седых); авторская разработка «Стратегическая карта карьеры» и опросы студентов.
Результаты исследования и выводы. Применение нетворкинга позволило значительно снизить потребность студентов в информации о потенциальных местах работы, повысить их профессиональную мотивацию, уверенность в выбранной профессии и своих силах. Зафиксировано существенное снижение смены работы в первый год после окончания вуза. Согласно современной «социально-когнитивной теории карьеры» (Р. Лент, С. Браун и Г. Хакетт) полученные результаты во многом обусловлены расширением индивидуальных профессиональных контактов каждого студента, которые позволили студентам лучше узнать тонкости профессии, получить внешнюю оценку своим способностям, притязаниям и планам, а часто и поддержку со стороны более опытных профессионалов.

Ключевые слова: нетворкинг, будущие педагоги сферы физической культуры и спорта.

Литература

  1. Демин А.Н. Стандартизация методики карьерного самоопределения / А.Н. Демин, А.Б. Седых, Б.Р. Седых // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14. – № 2. – С. 151-170.
  2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. – М. Академия, 2008. – 320 с.
  3. Щедровицкий Г.М. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.М. Щедровицкий. – М.: Наследие ММК, 2005. – 800 с.
  4. Gottfredson L.S. Gottfredson’s Theory of Circumscription and Compromise // Brown D., Brooks L., & Associates. (Eds.). Career choice and development. 3rd ed. San Francisco: JosseyBass, 1996. Pp. 179-232.
  5. Lent R.W., Brown S.D., Hackett G. Contextual supports and barriers to career choice: A social cognitive analysis. Journal of Counseling Psychology. 2000. Vol. 47. Pp. 36-49.
  6. Lipnack Jessica; Stamps, Jeffrey (1982) Networking, the First Report and Directory
  7. Savickas M. L. (2013). The 2012 Leona Tyler Award address: Constructing careers – Actors, agents, and authors. The Counseling Psychologist, 41, Pp. 648-662. http://dx.doi.org/10.1177/00110000124683392.
  8. Super D.E. (1955) The dimensions and measurement of vocational maturity. Teachers College Record. 1955. Vol. 57. Pp. 151–163.