Динамика показателей физической подготовленности девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом и их качественная оценка

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Скородумова1
С.Д. Семенова1
А.Р. Тарпищева1
Ф.Ш. Тарпищев1

1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

Цель исследования – определение величин изменений показателей физических качеств у теннисисток 6-14 лет.
Методика и организация исследования. Для оценки физической подготовленности теннисисткам 6-14 лет, тренирующимся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе, было предложено выполнить 18 тестов, на основе которых рассчитывался 21 показатель. Всего обследовано 228 девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом в спортивных школах Москвы и Московской области, а также частных академиях и клубах.
Результаты исследования и выводы. Достижения, продемонстрированные теннисистками в 14 лет, лучше, чем в 6 лет. Однако в некоторых тестах лучшие результаты зарегистрированы у теннисисток младше 14 лет. Разброс величин приростов результатов в разных тестах велик и колеблется от 1,48% до 345,03%. Величина прироста результата в тесте, оценивающем физическое качество, во многом свидетельствует о степени тренируемости качества.
Установлено, что в тестах, оценивающих одно и то же физическое качество, существует большой разброс величин приростов результатов, что свидетельствует о разной степени тренируемости проявлений одного и того же качества.

Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, теннисистки 6-14 лет, динамика результатов, величина прироста, тренируемость.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Применение лонгитудинальных исследований в спортивной педагогике с целью прогнозирования физического развития и спортивных достижений [Текст] / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, А.Ю. Черкасов // Теория и практика физической культуры. – 1980. – № 8. – С. 27-31.
  3. Криволапчук И.А. Особенности двигательной подготовленности девочек-подростков на ранних стадиях полового созревания / И.А. Криволапчук, Г. Зайцева // Новые исследования. – 2018. – № 2. – С. 110-117.
  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физкультуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп., – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  5. Полфунтикова А.В. Оценка уровня физической подготовленности детей 6–10 лет с разными видами спортивной специализации / А.В. Полфунтикова, Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина и др. // Вестник спортивной науки. – 2020 – № 5. – С. 47-53.
  6. Скородумова А.П. Тесты для оценки физической подготовленности теннисистов и модельные характеристики их подготовленности [Текст] / А.П. Скородумова, А.А. Трухачев, О. В. Кузнецова и др. – М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2013. – 40 с.
  7. Скородумова А.П. Приоритетность физических качеств в подготовленности теннисистов высокой квалификации мужчин и женщин / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, С.Д. Семенова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 6 (196). – С. 287-292.
  8. Скородумова А.П. Контроль физической подготовленности теннисистов 6-14 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова и др. – М.: 2018. – 64 с.