Стрессоустойчивость как компонент мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности

Стрессоустойчивость как компонент мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Алмазова1
Кандидат психологических наук, доцент О.Е. Ельникова1
Кандидат психологических наук, доцент И.Г. Колосова1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – выявление стрессоустойчивости как компонента мотивационной готовности будущих педагогов-спортсменов к профессиональной деятельности.
Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. В исследовании приняли участие 70 студентов 1–3-х курсов. Диагностика была проведена с использованием двух методик: теста самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона), методики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). В ходе первого этапа был выявлен уровень стрессоустойчивости респондентов. В ходе второго этапа диагностировалась мотивационная структура личности по методике мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), которая позволяет определить мотивационный комплекс личности – соотношение между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень стрессоустойчивости имеет связь с оптимальностью мотивационного комплекса, который определяет эффективность профессиональной мотивации. Чем выше уровень стрессоустойчивости, тем лучше мотивационный комплекс (стремится к оптимальному): высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешне отрицательной. Это ставит перед образовательными организациями задачу диагностики, профилактики и коррекции стрессоустойчивости в процессе профессиональной подготовки к спортивной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, мотивационная готовность, мотивационный комплекс, педагоги-спортсмены, спортивная деятельность, обучающиеся.

Литература

  1. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореф. дис. … докт. психол. Наук / Ю.А. Афонькина. – СПб., 2003. – 33 с.
  2. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.
  3. Гилёва, И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дис. … канд. психол. Наук / И.О. Гилёва. – Барнаул: 2000. –173 c.
  4. Донцов, В.В. Структура мотивации в спортивной деятельности / В.В. Донцов, Т.Н. Мостовая // Наука-2020. – 2018. – № 1-2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-motivatsii-v-sportivnoy-deya... (дата обращения: 16.01.2022).
  5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – Т. 16. – С. 27-40.
  6. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: дис. … канд. пед. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: 2009. – 243 с.
  7. Марцинковская, Т.Д. Психология смысла / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 139–140.
  8. Марчук, Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: монография / Н.Ю. Марчук. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 261 с.
  9. Минюрова, С.А. Психология саморазвития человека в профессии / С.А. Минюрова. – М.: Компания Спутник+, 2008. – 298 с.
  10. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
  11. Михеева, А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2010. – № 2. – С. 82-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredel... (дата обращения: 03.02.2022).
  12. Пружинин, К.Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности / К.Н. Пружинин // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия: Педагогические науки. – 2017. – №5. – С. 142-147. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-deyatelnost-kak-faktor-raz... (дата обращения: 01.02.2022).