Характеристика профиля корпоративной культуры организации высшего образования физкультурной направленности

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Тютюков1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Л. Крамаренко1
Аспирант А.В. Иванов1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Бородин2
1Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск
2Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск

Цель исследования – определение профиля корпоративной культуры, который свойственен периферийной образовательной организации высшего образования физкультурной направленности и установлению тенденций в достижении предпочтительной его конфигурации.
Методика и организация исследования. Научная работа проведена с использованием методики ОСАI, предложенной К. Камероном и Р. Куинном (США), которая позволяет определить профиль корпоративной культуры организации как суммарности ее основных типов: «клан», «адхократия», «рынок», «иерархия» в существующей и желаемой проекциях. Полученные данные сопоставлены с усредненными профилями корпоративной культуры образовательных организаций высшего образования (ООВО) России, Европы и США, что позволяет определить стратегию формирования данного культурного феномена в академии. Объектом исследования было избрано культурное пространство ООВО физкультурного профиля.
Результаты исследования и выводы. Предметной областью исследования была установлена методика, позволяющая получить оценочные суждения респондентов (педагогические работники и работники служб обеспечения), на основе которых устанавливается как существующий тип корпоративной культуры ООВО, так и стратегический (предпочтительный). Исследование проблематики корпоративной культуры ООВО в общем осуществлено в соответствии с методологической теорией структурно-функционального анализа (абстрактная теория социальных систем Т. Парсонса), позволяющей выявлять необходимые и достаточные условия внедрения соответствующей типологии ценностей и норм в процессе функционирования социальной системы.

Ключевые слова: корпоративная культура, методика ОСАI, типы и профиль корпоративной культуры, академия физической культуры.

Литература

  1. Барсукова, Т.И. Методика ОСАI в исследовании базовых представлений в организационной культуре вуза. / Т.И. Барсукова, А.П. Истомина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – Вып.2. – С. 117–122.
  2. Беляева, М.Н. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития / М.Н. Беляева // AlmaMater. – 2011. – №  4. – С. 45–48.
  3. Дремина М.А. Влияние корпоративной культуры на одорнацию компетенций выпускников / М.А. Дремина, Г.А. Горбунова, В.А. Копнов // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 39–57.
  4. Камерон, К.С. Диагностика и измерение организационной культуры / К.С. Камерон, Р.Э. Куинн, пер. с анг., под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  5. Могутнова Н.Н. Типы корпоративной культуры на современных российских предприятиях / Н.Н. Могутнова: дис. … канд. соц. наук, специальность 22.00.04. – М.: РГГУ, 2007. – 195 с.
  6. Парсонс, Т. [Электронный ресурс] О структуре социального действия: монография / Т. Парсонс. – 2007. – М., Директ-Медиа. – 2007. – 1246с. – Режим доступа: URL:https://biblioclub.ru.index.php?page=book&id=26562 (Дата обращения 14.12.2021).
  7. Спивак, В. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  8. Троцук, И.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза / И.В. Троцук, Д.В. Суховерхова // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 11. – С. 44–54.