Моделирование современной системы физического воспитания на основе интеграции российских и китайских теорий и практик

ˑ: 

Доктор социологических наук, профессор И.В. Лескова1
Чжун Лэй2
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Передельский3
Аспирант Н.Ю. Бариева4
Кандидат социологических наук Е.В. Максимова5
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
3Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
4Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск
5Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – теоретическое обоснование метода учебно-образовательного моделирования физического воспитания на основе интеграции восточных практик.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ некоторых профильных российских и китайских теорий и практик в области применения в физическом воспитании средств единоборств. Анализ строился на основе отечественного теоретико-эмпирического материала, включающего рассмотрение концепции типов и видов двигательной (или психофизической) активности, онтокинезиологической концепции В.К. Бальсевича, концепции спортизации физической культуры.
Результаты исследования и выводы. В качестве теоретико-методологического системообразующего основания учебно-образовательного моделирования физического воспитания рассматривается профильная интеграция обобщенной китайской культурологической модели обучения единоборствам (боевым искусствам) и российских теоретико-практических концепций телесно-двигательной активности, онтокинезиологии, спортизации. Показывается высокая степень подобия российских и китайских культурно-педагогических подходов, определяющая принципиальную возможность указанного интегративного моделирования.

Ключевые слова: физическая культура, интеграция, китайская психагогика, онтокинезиология, телесно-двигательная активность, спортизация.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – М., 2000. – 275 с.
  2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  3. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
  4. Корягина Ю.В. Анализ современного состояния инноваций, полученных на основе результатов работы научных лабораторий зарубежных стран, для возможного использования в подготовке сборных команд России / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Методические рекомендации. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2016. – 122 с.
  5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева и другие // Теория и практика физической культуры и спорта. – М., 2017. – 200 с.
  6. Передельский А.А. Онтокинезиологический подход как актуальное направление развития спортивной науки / А.А. Передельский, А.А. Шляхтов, О.З. Ипатьева // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 9. – С. 3-5.
  7. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. – М.: СпортЮ, 2016. – 312 с.