Половые особенности сенсомоторного реагирования у детей младшего школьного возраста

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор В.Н. Пушкина1, 2
Доктор биологических наук, доцент Е.Ю. Федорова1
Доктор социологических наук А.Э. Страдзе1
1Московский городской педагогический университет, Москва
2Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Цель исследования – определить половые особенности сенсомоторной деятельности у детей в возрасте 7-8 лет.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось с участием здоровых детей 7-8 лет, обучающихся в образовательном учреждении г. Москвы, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой (n=40). Получение данных в рамках исследования осуществлялось посредством психофизиологического тестирования обучающихся с применением прибора УПФТ-1/30 «Психофизиолог» с предъявлением 35 стимулов. Для оценки функциональных состояний ЦНС рассматривались и анализировались интегральные показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР), реакции на движущийся объект (РДО).
Результаты исследования и выводы. Согласно полученным результатам исследования простой зрительно-моторной реакции показано, что у девочек 1-го класса относительно мальчиков наблюдается более высокий уровень сенсомоторной деятельности. Соотношение показателей «Уровень функциональных возможностей ЦНС/Устойчивость регуляторных механизмов» по данным этой же реакции у девочек интерпретируется как низкий/выше среднего, т.е. уровень функциональных возможностей ЦНС низкий, а показатель «Устойчивость регуляторных механизмов» – выше среднего. В группе мальчиков характеристика данных параметров ЦНС происходит в контексте «низкий уровень» /«низкий уровень». Согласно результатам двух сложных реакций – зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект выявлено, что у девочек относительно мальчиков выше уровни быстродействия (р=0,03), стабильности ответных реакций (р=0,03), безошибочности (р=0,05). Уровень качества реакции у девочек находится на отметке «ниже среднего», тогда как у мальчиков он оценивается как «низкий», у первоклассниц преобладают процессы возбуждения над процессами торможения в ЦНС (р=0,05) и для них характерно менее выраженное функциональное напряжение в адаптационных системах организма (р=0,05).

Ключевые слова: младший школьный возраст, центральная нервная система, сенсомоторная деятельность, половые различия.

Литература:

  1. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям / М.М. Безруких // Физиология человека. – 1997. – Т. 23. – № 6. – С. 31-39.
  2. Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста / Л.А. Варич, Ю.В. Сорокина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 117–122.
  3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб., 2003. – 384 с.
  4. Лила Н.Л. Особенности адаптационных возможностей студентов с разными индивидуально-типологическими характеристиками психической деятельности и вегетативной регуляции организма: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.03.01 / Н.Л. Лила // Нормальная физиология. – Луганск, 2015. – 24 с.
  5. Нехорошкова А.Н. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат // Журнал медико-биологических исследований. – 2015. – №1. – С. 38-48.
  6. Полевщиков М.М. Оценка реакции на движущийся объект / М.М. Полевщиков, Ю.А. Дорогова, В.В. Роженцов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – Т. 19 [7]. –2017. – С. 34-36.
  7. Семенова О.А. Развитие произвольной регуляции деятельности детей младшего школьного возраста / О.А. Семенова, Р.И. Мачинская // Вопросы практической педиатрии. – 2007. – № 6. – Т. 2. – С. 1-18.