Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент В.А. Кудинова1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов2
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Болдов3
Н.Н. Маринина2
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Цель исследования – обосновать эффективность обучения технике двигательных действий как направления повышения качества учебного процесса по физической культуре.
Методика и организация исследования. По разработанным методикам определялись педагогическое мастерство, сложность решения двигательной задачи, двигательная одаренность занимающихся. Каждый показатель представлен в 10-балльной шкале оценок. В качестве экспертов выступали преподаватели вузов и учителя физической культуры. Исследование проводилось в средних общеобразовательных учреждениях г. Волгограда и Москвы в 2014-2019 гг., в нем принимали участие 12 преподавателей вузов, 47 учителей физической культуры и 705 учащихся 5-11-х классов.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены упражнения школьной программы, которые ученики выполняли наиболее эффективно, разработана оценочная шкала эффективности обучения технике двигательных действий, проанализирована взаимосвязь между изучаемыми характеристиками, представлен способ определения необходимого количества уроков физической культуры для изучения двигательного задания и определен порядок прохождения учебного материала.
При определении эффективности обучения технике двигательных действий необходимо использовать характеристики педагогического мастерства учителей физической культуры, сложность двигательного действия и двигательную одаренность обучающихся.

Ключевые слова: оценка, эффективность, обучение, техника двигательных действий, школьники, учителя физической культуры, критерии.

Литература

  1. Кудинова В.А. Эффективность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры / В.А. Кудинова // Физическая культура в школе. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
  2. Кудинова В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации /В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 14-16. 
  3. Погудин С.М. Приоритеты и критерии эффективности физического воспитания школьников / С.М. Погудин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 5. – С. 7-9.
  4. Правдов М.А. Готовность учителей физической культуры к формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся / М.А. Правдов, Д.М. Правдов, В.Ю. Карпов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 55-57.
  5. Чернышенко Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2012. – № 4. – С. 70.