Развитие координационных способностей обучающихся с детским церебральным параличом

ˑ: 

Аспирант А.В. Потешкин1
Кандидат биологических наук, доцент И.Г.Таламова1
Доктор биологических наук, доцент А.Н. Налобина2
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробирование методики развития координационных способностей у обучающихся со спастической диплегией и гемипаретической формой ДЦП в возрасте 9-11 лет 1-го уровня функциональных возможностей.
Методика и организация исследования. В работе представлена методика развития координационных способностей у обучающихся со спастической диплегией и гемипаретической формой ДЦП в возрасте 9-11 лет 1-го уровня функциональных возможностей по Международной классификации двигательных функций Gross Motor Function Classification Systems. В ходе подготовки к разработке методики было оценено развитие координационных способностей у данных обучающихся. Оценке подверглись 76 обучающихся адаптивных образовательных учреждений городов Омска, Кемерово, Новокузнецка, Красноярска, Нур-Султана. Таким образом, были выявлены ориентировочные показатели, характеризующие развитие координационных способностей.
Результаты исследования и выводы. Разработанная методика позволяет оценивать координационные способности, дифференцированно воспитывать отстающие в своем развитии, а также поддерживать те способности, которые не отстают в своем развитии. На основании данных оценки подбираются блоки упражнений, направленных на развитие данных способностей (представлены схематично). Еще одной особенностью разработанной методики является использование технологии стабилографического биоуправления. Данная технология позволяет не только развивать определенные координационные способности, но и облегчить восприятие информации за счет доступных и понятных аудиовизуальных сигналов, что очень актуально при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: координационные способности, детский церебральный паралич, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, I уровень функциональных возможностей.

Литература

  1. Архипов В.В. Современные методологические подходы к оценке эффективности лечения синдрома спастичности у детей с ДЦП при проведении клинико-экономического анализа [Текст] / В.В. Архипов, Т.Т. Батышева, Д.В. Горячев и др. // Детская и подростковая реабилитация. –2017. – № 1 (29). – С. 24-34.
  2. Дерябина Г.И. Особенности планирования физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения [Текст] / Г.И. Дерябина, В.Л. Лернер, О.С. Терентьева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 79-86.
  3. Потешкин А.В. Абсолютные и относительные координационные способности у детей 11 лет с детским церебральным параличом [Текст] / А.В. Потешкин, И.Г. Таламова // сб. матер. X Международной науч. конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: здоровье и процветание нации». – Омск: Изд-во СибГУФК, 2020. – С. 251-258.