Организация инклюзивных спортивных соревнований в условиях вуза

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай1
Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – разработка и апробация новых форм организации и проведения соревнований студентов, не имеющих проблем со здоровьем, совместно со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Методика и организация исследования. В рамках программы развития деятельности студенческих объединений ФГБОУ ВО РГСУ на базе санатория-профилактория для студентов и сотрудников РГСУ «Руза» были проведены первые студенческие инклюзивные соревнования. В процессе подготовки к инклюзивным соревнованиям было проработано положение, включающее цель и задачи соревнований, основные положения и правила. Участники – студенты 1-4-го курсов разных направлений подготовки Российского государственного социального университета (88 человек, из них 35 студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья).
Результаты исследования. Опрос студентов, принимавших участие в инклюзивных играх, позволил выявить степень удовлетворенности организацией и проведением соревнований. Были выявлены: степень удовлетворенности студентов организацией и проведением соревнований; желание участвовать в инклюзивных играх в будущем (при условии их повторного проведения); недостатки в организации и проведении инклюзивных соревнований.
Анализ данных опроса показал, что участники инклюзивных соревнований в подавляющем большинстве хотели бы принять участие в инклюзивных соревнованиях еще раз. У студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, в вопросе о желании участвовать в инклюзивных играх, среднее значение баллов было выше, чем у студентов, не имеющих проблем со здоровьем.
Все участники были «абсолютно удовлетворены» и «удовлетворены» организацией инклюзивных соревнований. У студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, степень удовлетворенности была ниже, чем у студентов, не имеющих инвалидности.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, студенческие инклюзивные соревнования.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. – Режим доступа: www.url: http://gov.garant.ru / SESSION/PILOT / main.htm. – 12.12.2020.
  2. Корнев А.В. Моделирование соревновательной деятельности инвалидов различных категорий студентов, обучающихся по специальности направления подготовки «Адаптивная физическая культура» / А.В. Корнев, А.С. Махов // матер. Международной науч.-практ. конф. «Студенческое спортивное движение. Состояние, проблемы и перспективы развития» [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н. В. Соболева. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
  3. Корнева М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 34–37.
  4. Махов А.С. Анализ удовлетворенности спортсменов-инвалидов соревнованиями в адаптивном спорте (на примере Параспартакиады Центрального федерального округа) / А.С. Махов // Омский научный вестник. – 2011. – № 3 (98). – С. 151-153.
  5. Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2017 г. № 1007. – Режим доступа: www.url: https://minsport.gov.ru/2017/doc/order1017_211117 KoncepStudentSport_2025.pdf – 04.12.2020.
  6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р. – Режим доступа: www.url: https://minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ – 12.12.2020.