Концептуальные основания региональной системы адаптивной физической культуры

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1
Ю.Г. Шеворакова1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – определить основные направления деятельности в условиях образовательного пространства адаптивной физической культуры региона.
Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ нормативно-правовых документов в области адаптивной физической культуры и образовательного пространства региона; осуществлено обобщение передового педагогического опыта реализации адаптивной физической культуры в практике организаций физкультурно-спортивной направленности Оренбургской области; проведен опрос на выявление потребности в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности субъектов, находящихся в ограниченных условия жизни и деятельности, снижающих жизнеспособность и достижение образовательных результатов, что позволило определить вектор образовательного пространства социокультурной и педагогической коллаборации.
Результаты исследования и выводы. Охарактеризована специфика адаптивной физической культуры в образовательном пространстве с учетом реализации потребности субъектов в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности как социально значимого результата образовательной политики общества и государства. Реализуемые с 2011 г. образовательные проекты нацелены на пропаганду физической культуры и спорта в регионе; мотивацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья к формированию активной жизненной позиции, через инициативы и вовлекающие мероприятия; реализацию принципов ведения здорового образа жизни; изучение потенциала физкультурно-спортивных и образовательных организаций региона в решении национальных целей. Комплексная оценка реализации адаптивной физической культуры в образовательном пространстве позволяет определить рациональный выбор педагогических средств реализации адаптивной физкультурно-спортивной деятельности (культурно-просветительские, адаптационно-формирующие, спортивно-ориентированные).

Ключевые слова: образовательное пространство, адаптивная физическая культура, Оренбургская область.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.
  3. Голикова Е.М. Концепция деятельности регионального центра адаптивной физической культуры Оренбургского государственного педагогического университета: Проект / Е.М. Голикова, П.П. Тиссен, и др. – Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Оренбург, 2013. – 28 с.
  4. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6-8.
  5. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: учебное пособие / И.В. Манжелей. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 199 с.
  6. Махов А.С. Управление развитием адаптивного спорта в России: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 / А.С. Махов. – М., 2013. – 40 с.
  7. Тимошина И.Н. Основы моделирования процесса адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях / И.Н. Тимошина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 8 (41). – С. 179-185.
  8. Филимонова С.И. Самореализация педагога по физической культуре и спорту: монография / С.И. Филимонова. – М.: МГПУ, 2013. – 278 с.