Теоретико-методические основания профилированного физкультурного образования

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин1
Кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Агеев1
Кандидат педагогических наук Д.Н. Самарин1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – методологическое обоснование профилированного физкультурного образования в воспитании культурологических характеристик личности профессионала.
Методика и организация исследования. Методологическую основу исследования составили личностно-ориентированный и культурологический подходы к организации образовательных процессов при использовании метода изучения литературы, их анализа и обобщения.
Результаты исследования и выводы. Обосновано, что в воспроизводстве «человеческого капитала» одно из ведущих мест отводится ценностям профессиональной физической культуры. Одним из основополагающих видов профессиональной физической культуры является профилированное физкультурное образование как специально организованный и специфический педагогический процесс обучения, воспитания и развития профессионально значимых ценностных ориентаций, двигательных и личностных потребностей и способностей личности профессионала. Структура профилированного физкультурного образования может быть представлена следующими компонентами – теоретико-методическими направлениями: профилированные физкультурное обучение, воспитание и развитие, реализация которых обеспечивают должную комплексность и всесторонность в становлении сущностных культурологических характеристик личности профессионала как субъекта «человеческого капитала». Профилированное физкультурное развитие обеспечивает решение задач оптимизации основных профессионально важных адаптационных возможностей; коррекции физического развития и профессионально важных функциональных возможностей; развития профессионально важных психических процессов и их видов.

Ключевые слова: профилированное физкультурное образование, профессиональная физическая культура, профессионал.

Литература

  1. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст]: науч.-метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 с.
  2. Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. – М.: Высшая школа, 1991. – 222 с.
  3. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. – М.: Высшая школа, 1982. – 176 с.
  4. Ключарев Г.А. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Г.А. Ключарев, Д.В. Диденк, Ю.В. Латов и др. // Под общ. редакцией Ю.В. Латова. – М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.
  5. Коровин С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности: Монография / С.С. Коровин, В. А. Кабачков. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. – 259 с.
  6. Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки профессионально-прикладной физической культуры / С.С. Коровин. – Оренбург: ОГПУ, 1997. – 184 с.
  7. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  8. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.